4.Лавка Поваров. 5.Цуриканда. 6.Аллея Шаманов.

 

4. Лавка Поваров.

В Лавке Поваров были заняты почти все столики, но в центре зала была свободна половина прямоугольного стола. За другой половиной стола сидел худощавый мужчина лет тридцати, а напротив него - миниатюрная  кореянка. Павел и Нина тоже уселись друг напротив друга. Перед каждым посетителем, прямо на сосновой столешнице, сверкали буквы меню. На первый взгляд буквы были начерчены флюорисцентными маркерами, но оказалось, что поверхность только имитировала сосну. На самом деле это был большой тачскрин, на котором посетитель мог увидеть все блюда и узнать о них подробнее. Павел начал задумчиво водить пальцами по экрану, а Нина вдруг затараторила:

- Еда в Лавке Поваров полностью составлена из аутентичных ингредиентов, среди них множество эндемиков. Рецептура каждого блюда …

 - Нина, поставь на паузу экскурсию. Я сам разберусь в ваших эндемиках, - мягко перебил ее Павел и углубился в изучение меню. Но тут, сидевший рядом с ним худощавый мужчина вдруг произнёс:

- Рекомендую отведать «морского внука». Если, конечно, вы любите мясо так же, как люблю его я.

- Спасибо, - удивленно ответил Павел, - мне всегда хочется мяса, даже когда я не голоден.

Он нашел на экране и активизировал опцию «Бадасонза (морской внук)». Появилось изображение аппетитного мясного жаркого, а потом запустился ролик: морской берег на фоне огромного завода по производству сжиженного газа. У причала стоит газовый танкер с большими белыми полушариями на палубе. Постепенно изображение перешло в черно-белую фотографию того же самого места столетие назад. Рыбацкие лодки, японские фанзы, рыбные цеха под открытым небом. На высоком холме на берегу - культовые синтоистские сооружения. Затем картинка снова поменялась, на этот раз - на красочный рисунок древнего стойбища аборигенов с того же ракурса. Начался мультик, похожий на комикс, но с большим, чем у комикса количеством текста. «Когда-то на юге Сахалина, в акватории сегодняшнего завода СПГ, встречался редкий вид тюленя. Он был похож на маленького морщинистого старичка с тюленьим туловищем и хвостом.  Аборигены называли его «атуйчака», буквальный перевод - "морской дедушка".  Для людей мясо " дедушки" было ядовито, его попадание в организм человека вызывало удушье, как у рыбы, выброшенной на берег. Но для собак несъедобной была только дедушкина голова, остальное они с удовольствием съедали и после этого на несколько недель получали способность плавать под водой как тюлени. Отведавшие «атуйчака» собаки использовались аборигенами для добычи морепродуктов. Существовал отдельный вид морского промысла - морская охота с собакой. Позже японцы переняли этот промысел у аборигенов, однако «морские дедушки» к тому времени встречались всё реже и промысел сошёл на нет. Но развитие неожиданно получила другая сторона этой истории. Аборигены традиционно употребляли в пищу мясо собак. И знали, что собаки, съевшие «атуйчака», самые вкусные. Японцы сами категорически не едят собак, но корейцы, которых они завезли на Сахалин как рабочую силу, кушают собачек с большим удовольствием.  Корейцы провели дегустацию и убедились, что все самые лучшие вкусовые качества собачьего мяса уже при однократном кормлении их "атуйчаком" многократно усиливаются и более того, передаются по наследству. Корейцы стали для себя потихоньку разводить этих собак как особую породу, которую назвали «бадасонза», что по-русски означает «морской внук». И хотя "морские дедушки" уже почти не встречаются в сахалинских водах, собаки-бадасонзы до сих пор успешно выращиваются и передают по наследству свой изумительный вкус. В нашей лавке вы можете отведать жаркое из «морского внука» непосредственно с корейской фермы, приготовленное по оригинальному рецепту. Корейцы убеждены, что помимо гастрономического удовольствия, это блюдо благотворно влияет на органы дыхания, причем это происходит даже при однократном употреблении «морского внука».

Далее пошла реклама других блюд и готовых продуктов, которые можно купить в Лавке Поваров: знаменитое тойохарское сашими «Поцелуй гейши», «Белый суп» из змеи, шаманский хлеб, крепкая настойка из тисовых ягод, треугольные прозрачные пакетики с сушеными зелеными муравьями, бледно-зеленые лягушачьи леденцы и какие-то маленькие синие бутылочки с изображением на этикетке красного человекообразного гриба и надписью «Императорское молоко». 

- Я буду внука, - сказал Павел, - с шаманским хлебом и настойкой.

- А я салат «Говорящий мох» и чай из зимней эфедры. С лягушачьими леденцами.

- Удивлён, что у вас тут ещё Годзиллу не подают в брусничном соусе. Я бы попробовал.

- Наша Годзилла несъедобная. Её  зовут Цуриканда и она сама не прочь кого-нибудь попробовать. Я тебя с ней познакомлю чуть позже, когда поедим.

- Что за Цуриканда?

- Давай сначала поедим... В местном меню есть не только экзотика, но и традиционные хиты японской кухни, корейской… И каторжанская линейка: нарочито грубые продукты, мега натуральные. Борщ «Мечта каторжанина», например…

- Его в кандалах едят?

- Да, и к тачке приковывают.

Заказ принесли быстро. Мясо «морского внука» оказалось действительно великолепным. Павел хотел сказать об этом своему соседу, но увидел, что высокий мужчина и его спутница-кореянка выходят из лавки в компании с каким-то толстячком. Павел обратился к Нине:

- Ну теперь расскажи, что тут у вас за фактория.

- Можно продолжить экскурсию?

- Да, мой гид.

Нина запустила ролик, сделанный в стиле компьютерной стратегии. 

Появилось изображение маленького островка с контурами Сахалина, на котором человечки-аборигены ловят рыбу, охотятся, женщины шьют одежду из шкур, медвежий праздник с шаманами и бубнами, на кострах варится еда, дети играют с прирученными зверьками.   Затем возникли флаги России и Японии, нефтяные вышки, большие рыболовецкие суда, лесопилки, шахты, строительство фабрик и городов, марширующие солдаты с винтовками вытесняют аборигенов с их территорий. Голос за кадром комментирует: «В начале 20-го века перед коренным населением южного Сахалина встал вопрос выживания в условиях жесткого поглощения пришельцами извне». После этих слов на экране появилось стойбище у подножья горы, тотемный столб с камнем, аборигены заходят в пещеру, становятся на каменные ступени Колодца, горят ритуальные костры, шаман кидает свои кубики, своды пещеры обрушиваются, вход в пещеру заваливается камнями. Голос за кадром комментирует: «Одно из местных племён настолько преуспело в первобытной магии, что их шаманы сумели увести свой народ в другое измерение, известное как страна Тирана Мосири».

На экране племя аборигенов идёт сквозь тёмные миры, населенные демонами и невероятными существами. Названия миров поочерёдно появляются на экране: "Канна", "Покла", Камуй", "Покса", "Утуф"и наконец, панорама великолепной долины с надписью «Тирана Мосири». Голос за кадром:

«И построили там свой Китеж-град под названием Окста».

Далее в ролике показывается строительство деревни, похожей на этно-парк, только на месте поляны множество диковинных построек непонятного назначения. Между ними передвигаются жители-аборигены, а также какие-то сказочные существа, каторжане, японцы, советские военные и люди в современной одежде. Голос за кадром: «И все эти годы жители Оксты незримо обитают в той же самой долине, где расположен город Южно-Сахалинск. А их стойбище находится внутри горы Большевик». Финальные кадры как будто сняты с квадрокоптера, низко летящего над Южно-Сахалинском. Улицы и кварталы пересекают разноцветные ветки Метро времени, на станциях метро видны смотрители, по улицам и в небе передвигается множество странных персонажей, но прохожие ничего этого не замечают. В заключении камера летит к подножью Лысой горы, над лесной тропой вдоль горы, пролетает под сухим бревном с надписью «Фактория Окста», вылетает на поляну, панорама поляны замирает, появляется множество логотипов и на этом всё останавливается. Нина продолжила:

- Правильно называть строителей Оксты аборигенами, поскольку они не принадлежат на сто процентов ни к одной известной этнической группе Сахалина. В их крови есть частица, которую они называли «айнуген». Это слово было переведено исследователями как «айнский ген».

- Аборигено-генетика?

- Слово, «айнуген» дословно переводится «как будто человек». Это некий таинственный элемент сознания, передающийся по наследству и связывающий его обладателей между собой. Для тех аборигенов, которые остались на поверхности, в нашем измерении, история шла своим чередом. И внешне казалось, что японцы поглощают туземцев, как бы растворяют их в себе. На самом деле, смешиваясь с японской кровью, «айнуген» передавался потомкам и продолжал жить своей жизнью. 

- Как ген «морского дедушки» передавался «морским внукам».

- Как родниковая вода выходит из  подземных пещер. Из Оксты на поверхность все эти годы поступала потусторонняя информация. Айнуген, смешиваясь с японской кровью, разносил её по японскому этносу и влиял на развитие их цивилизации.

- Что-то мне такое снилось… и про ген и про его влияние на японцев… или не снилось...

- И вот, спустя столетие после своего исчезновения, аборигены-ушельцы предложили людям открыть факторию у подножья горы Большевик. Чтобы не только обладатели айнугена, а все желающие смогли познакомиться с чудесами таинственной страны Тирана Масири.

- А зачем им это надо?

- Кому?

- Этим невидимым аборигенам.

- Когда-то первые фактории на юге Сахалина устроили японцы для торговли с местными. Потом был период, когда и русские и японцы на равных торговали с сахалинскими аборигенами. Потом фактории закончились, началась каторга, война, колонизация…  А теперь всё наоборот. Мы в роли туземцев. Они нам помогли сделать привлекательный туристический объект, эту факторию, а что они получают взамен, мы толком и не знаем. Догадываемся, но не совсем понимаем, зачем это им.

- А как произошёл контакт с той стороной? Кто-то пришёл и сказал: «Ребята, я из другого измерения, давайте дружить семьями»?

- Контакт не прекращался. В самом начале они оставили на поверхности своего человека, посредника. Шаманского сына. Он вёл здесь большую работу. Подготавливал почву. Для этого он и создал тайное общество «Каминосито»…

- Что за человек?

- Наш креатив-менеджер.

- Лысый старичок? Ему сто двадцать лет?

- Это долго объяснять. В общем, он построил в нашем городе Метро времени. Конечно, не он один.

Нина поводила пальцем по экрану, открыла какой-то видеоролик и позвала Павла подсесть поближе. На экране замелькали мультяшные рисунки вперемешку с видео хроникой. Нина комментировала:

- Аборигены, которые ушли в другое измерение, называли себя племенем Хо. Они на практике использовали возможности волшебного гена. И продвинулись в этом намного дальше сородичей. Айнуген связывал их с невидимым миром духов, предупреждал, позволял передавать информацию на расстоянии и чувствовать всё более тонко. Хо  считали, что айнуген был подтверждением их принадлежности к древней сверхцивилизации. 

- Аборигено-нацизм?

- Нет, просто они были последними, кто это понимал. Вот здесь показано, что пробел между культурными слоями, раскопанными археологами на Сахалине, составляет 180 тысячелетий. Не столетий, а тысячелетий. В этих слоях не найдено ни одного глиняного черепка, ни одного орудия или косточки. Пустая порода. А до и после есть. Это подтверждает легенду племени Хо о «золотом веке», когда их предки жили в гармонии с духами, в других мирах. А потом что-то пошло не так и калитка закрылась.

- Демоны замуровали?

- Легенда говорит о страшном землетрясении, разрушившем не только пространство, но и время. История эта называется «Хохот железной великанши»…

- В общем, мать-природа взбодрила своих расслабившихся детишек.

- В общем, аборигены не смогли или не захотели оказать достаточного сопротивления пришельцам. Но племени Хо удалось переселиться в страну Тирана Масири и спасти свою цивилизацию. Они начали постепенно возвращать прежние позиции, укрепляя связь аборигенов «на поверхности» с потусторонним миром. И укрепили настолько, что решили приоткрыть нам калитку. На ту сторону.  И появилась Фактория Окста.

Ролик закончился, на экране выскочил счёт за обед и код для оплаты. Они рассчитались и вышли из Лавки Поваров. 

 

5. Цуриканда. 

По дороге к Лавке Шаманов Нина продолжила свой рассказ.

- Первое публичное подключение к потусторонней Оксте произошло, когда в городе была запущена игра "Метро времени". В игре обозначилась структура Метро, его станции, смотрители и легенды. Всё это было представлено как исторический геоквест в честь Дня города.

- Помню, там ещё какие-то большие премии вручали на площади Ленина.

- Победитель первой игры получил 135 000 в честь 135-летия Южно-Сахалинска. Остальные поменьше, но тоже неплохо. А потом игру запустили в постоянном режиме, без премий, и интерес к ней пропал. Но для знающих людей открылся доступ к 12 магическим силам. И таких людей становится всё больше. Тайное общество «Каминосито» расширяет ряды неофитов.  

- Ты тоже неофит?

- Я сотрудник этно-парка. Рассказываю сказки.

- Красивым девушкам без сказок никак.

- Некрасивым тоже.

- Некрасивых слушать никто не будет.

- Следующим шагом стало открытие для свободного посещения Южно-Сахалинского музея городской мифологии. Этот музей стал первым посольством Оксты в нашем мире.

- И есть послы?

- Духи, заключенные в предметы музейной экспозиции. Они помогли нашему креатив-манагеру разработать концепцию фактории и после этого музей организовал привлечение средств на её воплощение.  Как видишь,  всё удалось реализовать. 

Они приблизились к большому информационному щиту с красочным панорамным планом местности. Мимо торопливо прошли их соседи по столику -   худощавый и кореянка. К ним присоединился кругленький румяный толстячок и блондинка с девочкой лет десяти, одетой в белый плащ. Худощавый помахал Павлу и Нине на ходу рукой, а девочка в плаще сверкнула зелёными глазами так, будто в них были встроены маленькие лазеры. Павел подошёл поближе к щиту и прочитал:  

ЭТНОПАРК «ФАКТОРИЯ ОКСТА». 

Ландшафтно-архитектурный туристический комплекс у подножья горы Большевик,

с использованием иммерсивных технологий.

Колодец - главный объект, изображающий портал между потусторонней «деревней духов» Окста и внешним миром.

Поляна над Колодцем, на которой находится кромлех «Медвежий круг», используется для проведения этно-праздников, косплей-фестивалей, реконструкций, игр и т.д.

Лавки Шаманов, Мастеров и Поваров торгуют аутентичными сувенирами, едой и ритуальными аттракционами.

Башня - оригинальная обзорная конструкция для заключительного этапа экскурсий.

Все сооружения имеют игровой и музейно-исторический функционал.

Символика  первобытных ритуалов и мифологические образы коренных сахалинских этносов встроены в контекст популярных научно-фантастических мифов. 

Использованы также мистические особенности японской культуры, острожно-кандальный  фольклор сахалинской каторги и современные городские легенды. 

- Да, всё у вас складно. Если нет проблем, то зачем меня позвали? 

- Проблема есть. 

- Годзилла?

- Цуриканда. Гигантская железная медведица, покрытая ржавчиной. С белыми лапами и красными когтями.

- Так может она сама скоро заржавеет?

- Ржавчина на ней постоянно нарастает и отпадает, как змеиная кожа. Только это медвежья шкура… Есть легенда, что Цуриканду  родило жерло вулкана. 

- А на Сахалине разве есть вулканы?

- Везде есть вулканы, если мы говорим о глубокой древности. Может быть Цуриканда родственница Железной великанши, которая разрушила своим хохотом пространство и время. А может она и есть Железная великанша. Страшный хохот Цуриканды буквально кромсает человеческий  мозг...

- Но не пространство и время.

- Может она набирается сил. Ведь она тогда рассыпалась от собственного хохота, вместе со временем и пространством. И теперь восстанавливается, чтобы снова всё разрушить. А пока она уничтожает пространство и время внутри людей.

- Смехом?

- Сначала кажется, что где-то несильно начинают водить гвоздиком по стеклу. Потом присоединяется ещё один гвоздик, немного в другой тональности. И ещё. Звуки множатся и усиливаются. На этом фоне появляется то, что выжившие очевидцы описывают как "хохочущий вой". Он как бы поднимается на поверхность из бездонных глубин и стремительно нарастает вместе с многоголосым скрипом тысяч железяк по тысячам стекол… Этот скрежещущий и хохочущий вой жуткой сирены буквально кромсает сознание на кусочки. Адские звуки проникают в человека и овладевают им, резонирует всё тело, кости звенят, а в костях бурлит мозг. 

- А где она обитает? Может сделать ей вольер из звуконепроницаемого бронированного стекла и показывать посетителям? 

- Цуриканда охраняет вход в потусторонний мир. Уничтожает всех, кто пытается открыть калитку. Она сторожит вход в гору на границе с нашим миром.

- Так и сделайте ей там вольер.

- Нам запрещено что-либо строить или изменять в других мирах.

- Ее логово рядом с факторией?

- В этом и проблема. В нашу реальность она войти не может, так же как и в мир Тирана Масири, где находится Окста. Но между факторией Окста и настоящей Окстой есть Четыре Тёмных Мира. Они находятся на одном пространстве, но в разных измерениях. Когда человек направляется в настоящую Оксту, он проходит через эти миры и там его встречает Цуриканда.

 - И убивает?

- Жители разных миров не могут напрямую убить друг друга. Люди после встречи с Цурикандой получают, мягко говоря, сильную психологическую травму. Вплоть до полного делирия. Мы научились перезагружать психику, пострадавшую от Цуриканды. Но человек после всего этого напрочь теряет всякое желание к участию в подобных экспериментах. Категорически. У него навсегда пропадает интерес к потусторонним темам, даже в теории. И мы теряем посетителей. Получается, что сами подогреваем в людях интерес к проникновению в другие миры, а как только человек делает шаг, он получает… 

-  Вэри бэд трип…

- Мы имеем репутационные риски. А риски имеют нас.

- В этих тёмных мирах кроме Цуриканды кто-то ещё живёт?

- Полно всякой нечисти. Но им до людей дела нет. Они могут навредить только если сам человек захочет пойти с ними на контакт.

- А зачем идти на контакт с нечистью?

- Странно слышать от тебя подобные вопросы. После всех твоих командировок...

- Так я потому из них и вернулся, что всегда проявлял умеренную любознательность.  

- Во-первых, там много очень привлекательных и милых на вид созданий. Но общаться с ними или просто показывать свой интерес к ним, конечно же, нельзя. Во-вторых они обладают разными волшебными штучками, на которые люди очень падки. В третьих, там есть очень мерзкие и чудовищные создания, которые могут вызвать в человеке страх и отвращение, и если чудища это заметят, то могут сильно навредить. Поэтому на обитателей тёмных миров вообще нельзя обращать никакого внимания. Если на них не реагировать, то они безвредны. Исключение – Цуриканда.

- А сами жители Оксты как обошли страшного зверя?

- А им открыли калитку с той стороны. Мироздание похоже на бублик. Если бублик разрезать на шесть частей, то первая и седьмая части окажутся рядом. Аборигенам  открыли калитку между шестой и первой.

- А в ролике они шли через тёмные миры по порядку…

- Так это в ролике. Про бублик и калитку не обязательно всем знать.

-  А вам почему не открыли калитку?  

- Нам приоткрыли. И сказали, что те, у кого в крови нет айнугена, не могут свободно ходить туда-сюда. Мы можем только смотреть в щёлочку. А пройти в Оксту можем только через Цуриканду. Вот мы и пытаемся проложить безопасную тропинку через тёмные миры. Убить Цуриканду невозможно, но приручить необходимо.

- Что значит приручить?

- Нужно надеть на неё ошейник из голубого хрусталя. Тогда она станет такой же, как все остальные жители тёмных миров. Сорвать ошейник она не сможет. И смеяться над нами тоже.

- А кто же тогда будет сторожить вход от непрошенных гостей?

- Она и будет. Она будет безвредна только для наших гостей. Над остальными можно смеяться.

- То есть, ты предлагаешь мне надеть на этого железного медведя ошейник?

- Ты единственный герой, способный на это. Ты наденешь на монстра ошейник, а вечером нас с тобой ждут ребята у Журавля.

- Стратегическая задача герою понятна. Друганам помочь. И Прекрасной Даме.

Нина протянула Павлу какой-то мелкий предмет:

- Вот держи, рыцарь. Кристалл волшебного голубого хрусталя.

- С виду не скажешь. Гранитный камушек.

- Там он раскроется, как цветок. Станет красивым. Нужно попасть им в правый глаз Цуриканде. Именно в правый. Чтобы наших гостей пропускала, а чужаков нет. Если перепутаешь, то она будет наших кромсать, а чужих не замечать.  И вот, держи своё оружие.

- Крутая рогатка!

- Да. Боевая рогатка из тысячелетнего тиса. Последняя модель. 

-  Мы такие пока только на картинках видели. Супероружие. Раньше люди на медведя ходили с рогатиной, а теперь с рогаткой. Постараюсь не промазать.

- Помни, что Цуриканда не медведь… Один удачный взмах лапой - и тебя нет.

- Так она же не может меня убить... до конца, по крайней мере, как я понял.

- Она не может убить обитателя другого мира. А ты такой же как она. Пограничник. Так что не расслабляйся там...

- Да ладно, хватит жуть нагонять, давай инструкцию, что делать. Мы же солдаты. "I guess I'll always be a soldier of fortune" - тихо пропел он, глядя  Нине в глаза.

- Немного мимо нот. Смотри не промахнись из рогатки, попади в глаз Цуриканде.

- Из рогатки стрелять - не песни петь. В стрельбе мы итальянские теноры.

- Я тоже так думаю. Как только попадёшь в глаз, ошейник появится у нее на шее, значит твоя миссия выполнена. Но если ошейник засветится не голубым цветом, а красным, значит ты попал не в тот глаз.

- И что тогда?

- В любом случае, как только появится ошейник, тебе нужно сразу возвращаться.

- А если всё получится, можно мне сразу прогуляться до Оксты?

- Это вряд ли. Тропинки-то пока нет, указателей тоже. И потом, ты всё-таки пообщаешься с Цурикандой. Хоть ты и великий герой, но в любом случае, придётся какое-то время восстанавливаться. Тёмные миры не лучшее место для этого. А вот каморка Журавля – то, что надо.

- А как я вернусь?

- Надо сложить на каждой руке безымянный и большой пальцы, соединить мизинцы, а потом произнести «Рэ», и одновременно разомкнуть все пальцы, как будто что-то выбрасываешь. Запомнил?

- Запомнил, - сказал Павел и дословно повторил инструкцию.

Нина вытащила из кармана небольшой кожаный футляр, инкрустированный золотыми нитями, и достала из него пенсне без оправы. Стеклышки простые, без диоптрий. Павел нацепил пенсне на нос и посмотрел вокруг. Ничего не изменилось. Но у Нины вместо рыжего пучка, собранного на затылке, оказалась короткая розово-фиолетовая стрижка. А вместо куртки и джинсов - широкие шаровары и бесформенный балахон.

Павел успел сказать только:

- Какая ты смешна-а…

Раздался негромкий хлопок и егерь Антонюк исчез, а стекляшки упали на зелёную траву. Нина подняла пенсне, протёрла и бережно положила обратно в футляр.

 

6. Аллея Шаманов.

К Нине приближался бодрый старичок, он же креатив-манагер, а с ним - пожилая, но ещё не старая дама, похожая на школьную учительницу.

- Надежда Михайловна, познакомьтесь, это наш лучший гид - Нинель, - радостно произнес старичок.

- Очень приятно, - сказала Надежда Михайловна и улыбнулась учительской улыбкой.

- Здравствуйте, и мне чрезвычайно приятно, - ответила Нина улыбкой отличницы.

- Надежда Михайловна отстала от своей группы и попросила показать ей Лавку Шаманов, а потом отвести на Башню.

- Хорошо, - ответила Нина.

- С героем всё прошло нормально? – спросил старичок.

- Нормально. В штатном режиме, - ответила Нина.

- Вечером встречаемся у Журавля?

- Да, обязательно.

- Ну всё, я побежал. Интересно провести время!

Глядя на стремительно удаляющегося креатив-манагера, Нина подумала: «Какая всё-таки смешная у него походка, как будто на невидимых коньках бежит на короткую дистанцию… Хотя, для него может это так и выглядит на самом деле». Она повернулась к Надежде Михайловне и увидела, что та уже вышла на аллею, ведущую от общей «кольцевой» дороги к Лавке Шаманов. Вдоль аллеи была размещена инсталляция: в центре - триптих в резной деревянной раме,  а справа и слева по две пластиковые ростовые фигуры, раскрашенные вручную. Нина подошла к Надежде Михайловне, пытавшейся, видимо понять, что это.

- Помочь? Мы обычно спрашиваем посетителей, что именно их интересует в нашем парке, какую тему нужно раскрыть…

- Меня интересует источник. Я хочу понять, откуда взялась вся эта история, не этно-парк, а сами вот эти ритуалы и мифология. Я интересуюсь эзотерикой. И мне казалось, что я примерно понимаю как там всё устроено. И тут вдруг ваши нетипичные аборигены… Немного сбили мои настройки... Или это всё-таки просто декорация для привлечения туристов?

-  Декорация, конечно. Но сделать нам её помогли.

- Горные духи?

- Те, кто живёт в горе. Нетипичные аборигены из невидимой деревни Окста. 

- Но внутри горы только камни и земля.

- В нашем мире - камни и земля. Но нам известны еще пять миров, существующие на этой же территории. Если наш считать как первый, то последний, шестой, самый прекрасный…

- Называется Тирана Масири. Я изучала вопрос. Но не нашла источник.

- Источник всегда внутри вас, вы же это должны знать как человек, знакомый с эзотерикой.

- Значит он где-то очень глубоко во мне запрятан…

- Давайте, я помогу его найти. То, чем мы здесь занимаемся, называется Хомагией.

- Почему Хо? Это название племени, якобы ушедшего в другое измерение?

- Хо переводится как «извне», это не полноценное слово, а частица.

- Хомагия - это магия извне? За пределами реального мира? Разве бывает другая?

- Конечно. Все магии и оккультизмы происходят изнутри, из человеческой психики.

- Яйцо, разбитое изнутри - жизнь, а разбитое снаружи - смерть.  

- Конечно. Только в нашем случае яйцо вывернуто наизнанку и вселенная находится внутри яйца. А то, что собирается в неё нырнуть - находится снаружи.

- Нырнуть в яйцо?

- Конечно. Сквозь зеркальную скорлупу реальности... - Нина сделала многозначительную паузу и вдруг засмеялась, - не обращайте внимания, всё это не больше, чем слова, чтобы вас немного развлечь.

Надежда Михайловна тоже попробовала засмеяться. Нина продолжала:

- На самом деле мы толком сами не знаем, почему Хо. Может название племени, а может просто имя мальчика. 

Она подошла к пластиковой фигуре, изображавшей мальчика-аборигена:

- Он называл себя Хо. После землетрясения, сопровождавшегося лесным пожаром, он потерял своё стойбище и дорогу домой. Ранним утром обессиленный Хо вышел на окраину каторжного поселения Владимировка и постучался в дом Степана Богданова - одного из самых кровожадных персонажей сахалинской каторги.

Нина подошла к двухметровой фигуре мощного цыгана, и продолжала:

- Богданов - огромный мрачный цыган-душегуб, бывший сожитель знаменитой воровки Золоторучки.  Он «крышевал» на севере Сахалина подпольную сеть игорных притонов.  Каторжное начальство переселило его с севера на юг острова, чтобы разбить криминальный союз. Прозвище у него было «Хома», что на цыганском жаргоне означает «поджигатель». Цыгане - потомки индусов, которые словом «Хома» называют ритуальное сжигание жертвы – огненное жертвоприношение.  Также известно, что цыганские жулики использовали для подачи тайных знаков сложенные особым способом пальцы рук, и эти знаки были похоже на индусские мудры. Сахалинские каторжане называли эти жесты «цыганскими фигами».

От фигур мальчика и цыгана спутницы перешли к центральной композиции - живописному триптиху. Картина слева называлась «Маленький Хо показывает каторжнику Богданову шаманские кубики». Картина справа именовалась  посложнее: « Каторжник Богданов знакомит с маленьким Хо ссыльного петербуржского профессора Захарова, зарубившего свою жену кухонным топориком». В центральной части триптиха был расположен барельеф: профессор Захаров, бородатый мужчина средних лет в лохмотьях узника, с кандалами на ногах, срубает золотым кухонным топориком дерево Сефирот. 

- По рекомендациям Хо, Захаров разработал для Богданова магический механизм карточного выигрыша, - продолжила Нина, - это ноу-хау по объегориванию партнёров Захаров и назвал Хомагией. Хитроумная смесь аборигенских обрядов, цыганских «фиг» и еврейской каббалы. Хокма – высшая сфера каббалистической мудрости, доступная человеку.

- Выше хокмы только кетер - непостижимая сфера творца, - продемонстрировала свою осведомлённость Надежда Михайловна. Нина кивнула и продолжала:

- Второй вариант прочтения этого иудейского слова - «хохма», то есть шутка.

- Получается, что Тора – сборник еврейских анекдотов, - добавила Надежда Михайловна. Нина улыбнулась, как бы одобряя ее смелый юмор, и показала ладонью на барельефного Захарова с кухонным топориком:

- Термин «Хомагия» показался профессору забавным: слово одновременно созвучно и с именем мальчика-аборигена, и с прозвищем злодея Богданова, и с индусским жертвоприношением, и с еврейской каббалой. Чуть позже появились и другие толкования термина, но к тому времени Захаров уже был убит, а Богданов выслан с группой поселенцев-цыган на материк и вскоре тоже сгинул.  

Нина подошла к следующей фигуре, изображавшей японца в европейском костюме и котелке. Глаза у него почему-то были закрыты:

- Х и О, Хира и Ока  – это два иероглифа, составляющие фамилию японского губернатора Южного Сахалина. Он поддержал идею юного Хо о создании в городе системы магических порталов. И организовал вместе с ним оккультное «Общество друзей Каминосито».

- А почему губернатор с закрытыми глазами?  - спросила Надежда Михайловна.

- Не знаю, может просто моргнул.

Нина подошла к последней композиции, из двух фигур, изображавших коленопреклоненного средневекового рыцаря и человека, сидящего на троне. 

- Вскоре общество «Каминосито» обнаружило еще один, более европейский смысл слова Хомагия: «homagium» переводится с латыни как «дань уважения», когда человек (homo) выражает уважение своим покровителям - богам, учителям, властителям. От латинского слова «homagium» произошло французское «homage» - оммаж. Это средневековая церемония признания вассалом своего властелина через ритуал. Позднее слово "оммаж" стало обозначать авторский респект своему вдохновителю. 

- То есть, Хомагия – похвала Всевышнему?

- Хомагия –  это умение игрока проявлять уважение к подсказкам модератора. Советы родителей не всегда понятны и приятны детям и не обязательно гарантируют успех, но они, как правило, увеличивают шансы ребенка на благоприятное развитие событий.

- Как я их услышу? И как узнаю, что  это именно подсказки?  

- В каждой голове есть дверь наружу. Вы же знаете, что есть множество инструкций о том, как найти эту дверь и чем её открыть. Хомагия – всего лишь одна из дверей.

- Каждый сам выбирает инструкцию.

- А инструкция выбирает его.

- Аминь. Теперь я готова к посещению Лавки Шаманов?

- Вы с самого начала были готовы. Это же просто экскурсия.

-  Да, на декорации посмотрели, теперь можно и к шаманам. >>