Аборигены Каминосито >

Далее: КАТОРЖАНЕ ВЛАДИМИРОВКИ >

Тысячи лет Сахалин, Курилы, Камчатка и Хоккайдо были населены местными племенами. Аборигены были хозяевами этих мест вплоть до середины 19-го века. Высокая сопка, у подножья которой расположен Южно-Сахалинск, была известна аборигенам под названием Могила Кита.

 

1. Мегалит и вождь Ящерица. 
Юго-западный склон горы Большевик,
Лысая гора.

Над городом возвышается Лысая гора. На ее вершине стоит Большой черный камень. Это Мегалит, он хорошо заметен из города. Высота Мегалита три с половиной метра. Вес - около 10 тонн. На его восточной стороне выбито зороастрийское пророчество. Установил камень в 1995 году летчик Илья Семикин. Он работал пилотом самолёта Ан-26. Этот человек, ныне покойный, был руководителем клуба сахалинских «белых» уфологов. В воспоминаниях одноклубников встречаются три отчества Ильи Семикина: Николаевич, Валерьевич и Викторович.

Говорят, что чёрный камень загораживает вход в деревню духов. Деревня находится внутри Лысой горы. Аборигены называли ее Окста, а японцы - Каминосито. По желанию духов человек может войти внутрь горы и посетить деревню духов. Но перед возращением происходит обряд забвения. Вождь Ящерица надевает на гостя свою зеленую шапку. После этого у гостя исчезают воспоминания о деревне духов. И все же некоторые картинки в памяти гостей иногда остаются. Рассказы об этом доходят до «черных уфологов». Они не оставляют попыток проникнуть в Оксту. Поэтому «белые уфологи» закрыли вход в гору Мегалитом.

 

2. Каменные плиты и шаман Змей.
Юго-западный склон горы Большевик,
Лысая гора. 

На вершине Лысой горы есть каменные плиты. Аборигены использовали их для жертвоприношений духам. Об этом свидетельствовали пиктограммы, уничтоженные перед войной японскими военными. Японцам понадобилась площадка для установки дальнобойных пушечных орудий.Возможно, они были суеверными, вот и уничтожили пиктограммы. Позже скальные плиты Лысой горы служили основанием для советской геофизической вышки. В наше время с этой площадки стартуют парапланеристы, мотоциклисты и горные велосипедисты.

Говорят, что человек, который впервые приходит сюда, получает шанс обновить судьбу.

Каменные плиты до сих пор служат алтарем для жителей деревни духов. На плитах шаман разводит ритуальный костёр и его жена выпекает круглый хлеб по секретному рецепту. Хлеб похож на колобок, размером с детскую головку. Шаман Змей надевает перстень с голубым камнем и разламывает еще теплый хлеб на две половинки. Половинки хлебного колобка шаман раскладывает на двух алтарных плитах. Затем он отрывает головы у двух живых ворон, у самки и самца, и поливает их кровью хлеб. Одну половинку хлеба он поливает кровью самки, другую – кровью самца. Два жителя деревни духов, мужчина и женщина, надрезают себе руки. И также окропляют кровью каждый свою половинку хлеба. Шаман шепчет заклинание, складывает колобок и перевязывает белой лентой. Духи относят шаманский хлеб в город и отдают людям, укушенным невидимыми гадюками. Хлеб нейтрализует действие яда. Но волшебный хлеб всячески старается заполучить ведьма Крыса.

 

3. Змеиные камни и ведьма Крыса.
Северо-западный склон горы Большевик, серпантин. 

Рядом с Лысой горой проходит узкий серпантин. Он идёт с вершины горы Большевик на «Горный воздух».  На последнем повороте серпантина есть Змеиные камни. Раньше эти камни были открыты солнцу. Поэтому в солнечные дни они были тёплыми. На них любили греться десятки ядовитых гадюк. В последние десятилетия вокруг камней разрослись деревья и кустарники. Они закрыли камни от солнца, и змеи уползи дальше в тайгу. Наверняка, нашли другие, более подходящие камни.   

Говорят, когда-то змеи грелись на каменных плитах прямо на вершине Лысой горы.

Ведьма по имени Крыса совершала магические ритуалы со змеями.  Шаман обнаружил, что эти ритуалы вредят людям и прогнал ведьму Крысу с Лысой горы. Она поселилась со своими змеями на Змеиных камнях. Ведьма ворует шаманский хлеб и кормит им своих змей. После этого змеи на какое-то время становятся невидимыми. Для всех, кроме ведьмы Крысы. Ведьма берёт нож с раздвоенным на конце лезвием и разрезает вдоль жертвенную змею. Две змеиные полоски становятся белыми лентами и она бросает их в костер. Дым от костра проникает через каменные расщелины в подземную деревню духов. Духи временно теряют связь с городом в долине, а в это время в городе хозяйничают невидимые гадюки.

 

4. Альпийский домик и Мать Муравьиха.
Улица Горького, 7/1

История туркомплекса «Горный воздух» началась в 1920-е годы. Японцы построили здесь лыжную базу, а в 1932 году - шале  «Альпийская роза». Первые советские переселенцы называли шале «Финским домиком». При строительстве базы японцы нашли древнее женское захоронение. Это был круглый холм, похожий на полусферу, около двух метров в диаметре.  По холму ползало множество крупных зеленых муравьев. В могиле лежала пожилая женщина, а в руках у неё были две белые костяные спицы. Останки женщины и белые спицы были перенесены в городской музей. Вскоре после строительства в шале случился пожар, в котором погибла любимая обезьянка директора турбазы. Сгоревшую деревянную крышу восстановили на уцелевшем каменном фундаменте. «Альпийская роза» горела еще несколько раз, и каждый раз ее отстраивали заново. Неизменной оставалась только красная кирпичная труба.

Говорят, что возле этого домика до сих пор встречаются необыкновенно крупные  ярко-зеленые муравьи.

Жена шамана Змея, которую звали Мать Муравьиха, родила двух мальчиков-близнецов. Когда братья подросли, выяснилось, что один из близнецов немой, а другой разговаривает за двоих. Во время лесного пожара разговорчивый брат погиб, а немой брат после этого заговорил. Из обгоревших костей сына Мать Муравьиха сделала две белые спицы и связала из лунной травы зеленую шапку. Когда она надела ее, воспоминания о гибели сына исчезли. Она отдала зеленую шапку вождю Ящерице, а из остатков пряжи связала двух больших ярко-зеленых муравьев. Когда она умерла, их положили к ней в могилу, там муравьи ожили и стали размножаться. И когда невидимые гадюки нападают на город в долине, большие зеленые муравьи прогоняют их.  

 

5. Сейсмостанция и Сестра Лягушка.
Улица Тихоокеанская, 2-а

От альпийского домика идет дорога вниз. Перед самым городом от нее отходит незаметное ответвление вправо. Оно ведёт к небольшому двухэтажному сооружению. Это сейсмостанция, построенная в 1957 году на месте японской. 16 человек ведут здесь круглосуточный мониторинг землетрясений и цунами. В зоне ответственности станции не только Сахалин и Курилы, а почти четверть земного шара. Вся аппаратура находится в земле и скрыта под специальными маленькими домиками. Здесь есть старые приборы, которые  могут работать без компьютерной и спутниковой поддержки. Они всегда в рабочем состоянии, рядом лежат остро заточенные карандаши и чистые листы бумаги.

Говорят, что возле высоких сосен в районе сейсмостанции лучше всего укрыться в случае землетрясения.

Сестра Лягушка, маленькая дочь вождя Ящерицы, больше всего на свете любила сосны. Она гладила кору на сосновых стволах и подолгу о чем-то тихо говорила с ними. Однажды, гуляя по лесу с двумя мальчиками-близнецами, она наступила на невидимую гадюку и змея ужалила ее. Братья перенесли ее в деревню, к отцу - шаману. Шаман посадил ей на ногу бледную лягушку, и лягушка высосала яд. Девочка  рассказала, что во время действия яда у нее было видение о гибели их племени от землетрясения. Выздоровев, она пришла на то место, где сейчас стоит сейсмостанция, развела костер и высыпала в огонь горсть заговоренных сосновых иголок. В небо взлетели яркие искры и смешались со звёздами. С тех пор над Лысой горой перед землетрясением летают яркие звёздочки, предупреждая людей об опасности.

 

6. Круглый бассейн и слепой Червяк.
Парк им. Ю.А.Гагарина, аллея большого фонтана.

Если входить в город со стороны северо-восточных гор, то город начинается с парка. В 1936 году центром парка был круглый водоем с фонтаном в виде светящихся геометрических конструкций. Вокруг него располагалось множество павильонов выставки в честь 30-летия префектуры Карафуто. Среди прочих, был павильон, посвященный аборигенам, а рядом - павильон телевидения. В советское время фонтан в центре круглого бассейна стал фигурой юноши с осетром. Затем несколько десятилетий в бассейне не было воды, а на месте фонтана лежала круглая кучка бетона.

Говорят, что если повезет, то ночью в парке можно встретить юношу с осетром.

Слепой по имени Червяк всегда носит с собой черную доску, в которой он видит отражение мира. Но никто, кроме него, не видит в черной доске ничего, кроме черной доски. Видит ли что-нибудь сам слепой Червяк, никому кроме него самого неизвестно. Червяк получил это имя, потому, что у него такая походка, как будто у него нет костей. Он идет, опираясь на костяной розовый посох и извивается своим тощим телом, как червяк. Когда Червяк был подростком, он ради озорства сорвал повязку с глаз бродячего слепого. В тот же миг Червяк ослеп и с тех пор сам ходит с повязкой на глазах. Он видит только то, что показывает ему черная доска и верит, что однажды найдется человек, который сорвет с его глаз повязку и поменяется с ним местами. Неподготовленным людям он кажется юношей с осетром, но разговаривать с ним не следует, чтобы не поменяться с ним местами.

 

7. Островок и торговец Жук.
ГПКиО им. Ю.А.Гагарина, озеро Верхнее.

На рукотворном озере в парке есть островок, на котором когда-то стоял небольшой синтоистский храмчик. Он находился на возвышении, среди тисов и каменных валунов, похожих на каменные ступени. У японцев был обычай приносить к подножью храма картофелину и класть на нее три бронзовые монеты. В советское время храмчик убрали и на его постаменте поставили скульптуру львицы с двумя львятами. В годы перестройки кто-то отпилил у львицы голову, после этого убрали и всю скульптуру. Сейчас на этом месте остался каменный постамент с четырьмя ступеньками. 

Говорят, что если встать в полнолуние на постамент на островке, можно услышать ответ на свой вопрос.

Торговец Жук, житель деревни духов, торгует во многих мирах и измерениях, поэтому много знает о прошлом и будущем. Когда он возвращается из своих странствий, вокруг него собирается вся деревня. Жук вытаскивает из синего мешочка деревянную картофелину и кладет на нее три бронзовые монеты. Дети, женщины, и самые сильные богатыри – все пытаются оторвать монеты от деревянной картофелины. Тот, кто сможет это сделать, заберет половину богатства у торговца Жука. Однако это не удается сделать никому, кроме самого Жука. Но однажды случилось так, что Жук захотел достать свой синий мешочек, и не нашел его. В это время в деревне находился лабазник Олень, гость из внешнего мира. Перед его уходом Вождь Ящерица надел на него свою зеленую шапку забвения и увидел в кармане лабазника Оленя мешочек торговца Жука.  Вождь забрал у него мешочек, положил на деревянную картофелину три бронзовые монеты и сказал, что если Олень отделит монеты от картофелины, то сможет вернуться домой. Олень неожиданно легко это исполнил и был отпущен домой, в каторжное поселение Владимировка. А синий мешочек вернулся к торговцу Жуку.

 

8. Набережная Рогатки и воин Жаба.
Северо-западная часть перекрестка улиц Сахалинская и Комсомольская.

Берег реки Рогатки в этом районе когда-то был городским пляжем. Постепенно река все больше загрязнялась, и с годами в ней перестали купаться. В августе 1981-го случилось полное солнечное затмение и на юг Сахалина обрушился страшный ураган по имени Филлис. По набережной неслись мощные потоки мутной воды, смывая все на своем пути. Сильнейший ливень не переставал неделю, под водой оказались десятки населенных пунктов. Теперь этот берег одет в бетон и металл. А на мосту новобрачные вешают свои замки в знак вечной любви.

Говорят, на бетонном берегу Рогатки, у самой воды, есть очень реалистичное изображение жабы.

Однажды на берегу реки охотники-аборигены напали на медведя и воин по имени Жаба подошел к зверю ближе всех. Он уже занес над зверем свою большую красную дубину, но тут увидел, что у медведя вместо лап человеческие кисти рук и понял, что это оборотень. А тот, кто убьет оборотня, сам станет оборотнем. Поэтому воин Жаба не стал убивать медведя. Он отломал от своей дубины заколдованный кусок рукоятки и бросил его медведю. В тот миг, когда оборотень поймал кусок рукоятки, он исчез и на его месте осталась только медвежья шкура. А шкуру всегда забирает тот, кто нанес медведю первый удар. Так шкура оборотня досталась воину Жабе.

 

9. Краеведческий музей и рыбак Мышка.
Коммунистический проспект, 29.

Это самое красивое в городе и единственное в России здание в японском стиле Императорская корона. Построено оно в 1937 году для размещения экспозиции музея префектуры Карафуто. После войны советские и японские сотрудники работали в музее вместе, затем японцев депортировали. На территории музея находится большая русская пушка образца 1867 года, оборонявшая в 1905-м Порт-Артур. Музей богат российскими, советскими и японскими артефактами, а также предметами быта коренных народов. За музеем находятся реконструкции жилищ сахалинских аборигенов, шаманская поляна и элементы царской каторги. 

Говорят, что в музее хранится отпиленная кем-то от скульптуры в парке голова львицы.

Однажды на стройплощадке будущего краеведческого музея появился рыбак Мышка. Он держал руками в бежевых перчатках кусок рыболовной сетки с засушенной головой крупного сивуча. В верхней части этой головы было три отверстия, как будто с макушки что-то вырезали ножом. Рыбак Мышка сказал, что это голова последней императорской львицы. Рыбак Мышка пришёл подарить новому музею этот драгоценный экспонат, от имени своего племени. Обычно самки морских львов (сивучей) намного меньше самцов, но императорская львица исключение. Она выглядит как крупный самец, только на голове у нее есть три небольших бугорка. Аборигены называют эти бугорки императорской короной и добывают из них чудесное лекарство. Рыбак Мышка вытащил из сетки голову и протянул бригадиру строителей. Как только бригадир взял голову в руки, рыбак исчез. Голова львицы вдруг оказалась невероятно тяжелой. Она так стремительно выпала из рук бригадира, что он сам едва не свалился на землю. Голова львицы вошла вглубь земли на несколько метров. И никакие силы не могли ее оттуда вытащить. После этого руководство стройки приняло решение засыпать яму и молчать о происшествии. А у бригадира начал стремительно развиваться талант бегуна. И вскоре он стал чемпионом Японии по спринту.

 

10. Музей геологии и Немой Ежик.
Коммунистический проспект,70.

Геологический музей – хранилище подземных тайн Сахалина. Горные породы, сахалинские камни и минералы живут на его полках. Это застывшие срезы времени толщиной в десятки миллионов лет. Отпечатки листьев древних деревьев, которые росли в те дни, когда Сахалин был частью материка. Большой камень у входа – родонит, красивый минерал розового оттенка, добываемый на Сахалине. Родонит иногда находят в орлиных гнездах, отсюда происходит его второе имя – орлец. Таким камнем облицованы колонны знаменитой станции московского метро «Маяковская».

Говорят, что если влезть на камень возле геологического музея, можно узнать всю правду о чем-нибудь или о ком-нибудь.

Небольшой кусок огромной родонитовой глыбы стоит  в центре деревни духов. Жителей деревни используют эту глыбу как трибуну.  Считается, что родонит не дает говорящему солгать. Когда шаман Змей прогнал из деревни ведьму Крысу, к розовой глыбе стала приползать большая белая змея. Мальчик по имени Немой Ежик подружился со змеей, и часто подолгу что-то беззвучно шептал ей. Змея понимающе шипела. Однажды змея принесла ему на кончике хвоста старый висячий замок. Немой Ежик попросил у вдовца Улитки ржавый ключ от его лавки и открыл им висячий замок. И тогда змея заговорила с Ежиком голосом его погибшего на пожаре брата-близнеца. Змея сказала, что сейчас вылезет из своей белой шкуры и навсегда уползет в тайгу. Змея сказала, что теперь Ежик может опоясываться её белой шкурой, когда захочет стать невидимым. После этого змея вылезла из шкуры, стала обыкновенной гадюкой и исчезла в дремучих зарослях. А от розовой глыбы отвалился тот самый камень, который теперь стоит у геологического музея. Возможно, его доставил туда отважный лётчик-уфолог Семикин.

 

11. Рынок Успех и вдовец Улитка.
Улица Сахалинская, 71.

Здесь продают вкусных и полезных обитателей сахалинских морей. А также деликатесы и сладости из соседней Японии. Рядом с рынком находится железнодорожная развилка. Правая ветка уходит на север острова, а левая – на западное побережье. Правая ветка работает, а левую в 90-е уничтожили. Но по уничтоженной ветке все еще можно дойти до Чертова моста.

Говорят, под зданием рынка находится старое японское паровозное депо для поездов Метро Времени. 

Вдовец Улитка появляется только перед теми посетителями рынка, у которых он находит особые знаки. Его левый глаз всегда смотрит наружу, а правый внутрь, но со стороны этого не заметно. Он открывает ржавым ключом секретную дверь. Там, в маленькой комнате, за прилавком стоит торговец Жук. Он предлагает гостям необычные южно-сахалинские продукты. Яд невидимых гадюк. Вытяжку из наростов императорской львицы. Мясо оборотня. Шаманский хлеб. Сушеных зеленых муравьёв. Уникальные вещи по достойным ценам. Не продается только невзрачная деревянная картофелина. На ней лежат три бронзовые монеты. Если посетитель сможет оторвать монеты от картофелины, он заберет даром всё, что захочет.

 

12. Мост через Сусую и старейшина Паук.
Пересечение улицы Сахалинской и реки Сусуя.

В позапрошлом веке на этом берегу реки Сусуи высадились русские каторжане-поселенцы. Они прорубили в тайге просеку, ставшую началом теперешней улицы Сахалинской. Лесорубы двигались на восток, до нынешней улицы Ленина, которая тогда была каторжным трактом. На берегу Черной речки они основали поселение Владимировка. А на месте их исторической высадки теперь стоит большая каменная глыба с памятной табличкой. Рядом находится железобетонный мост через Сусую, построенный японцами в 1931 году. Для приготовления мостового бетона японцы использовали только мытый речной гравий и песок. Возможно, поэтому старый мост благополучно пережил тайфун Филлис в 1982 году, в то время как множество более молодых мостов было снесено той ужасной стихией.

Говорят, что под этим мостом обитают миниатюрные русалки с писклявыми голосами.

Однажды сын шамана, Немой Ежик, принес старейшине Пауку – хранителю древних знаний и обычаев сахалинских аборигенов - белую змеиную шкуру, дающую невидимость. Старейшина объявил, что шкуру нужно сжечь на большом костре, а пепел развеять на Каменных плитах. Но воины захотели использовать шкуру на войне и на охоте. А шаман Змей захотел использовать шкуру в борьбе с демонами, разрушающими людей. И многие встали на их сторону. Тогда вождь Ящерица объявил, что шкура будет храниться у старейшины и использоваться в случае крайней необходимости. Паук молча согласился с решением вождя. А когда все разошлись, старейшина взял свой серебряный молоточек и пошел на берег реки. Он стучал молотком по воде до тех пор, пока русалки не выбросили ему на берег серый обломок. Это был кусок будущего японского моста, ещё не построенного, но уже разрушенного. Старейшина Паук ловко поймал этот обломок, принес домой и завернул в белую змеиную шкуру. Волшебная змеиная сила сделала обломок из будущего невидимым, чтобы он смог воплотиться в наступающем настоящем. 

 

Далее: КАТОРЖАНЕ ВЛАДИМИРОВКИ >