Японцы Тойохары >
Далее: СОВЕТСКИЕ ЮЖНО-САХАЛИНЦЫ >
В 1905 году японцы заняли южный Сахалин и через 3 года рядом с русским селом Владимировка появилась японская Тойохара – «Плодородная долина». Тридцать семь лет, с 1908 по 1945 гг. город Тойохара был столицей южного Сахалина.
1. Пакгаузы и принц Лосось.
Улица Вокзальная, 34.
В 1905 году южная часть Сахалина стала называться Карафуто. Через год японцы сделали железную дорогу от морского порта Корсаков до Нью-Владимировки – будущей Тойохары. Еще через два года Тойохара стала столицей Карафуто. Рядом с деревянным вокзалом разместились кирпичные пакгаузы. В этих по-европейски сработанных амбарах хранился главный японский продукт питания - рис. Но пакгаузы одолели грызуны, в таком масштабе, что в городе потихоньку начался голод. Император приказал завезти на Сахалин японского зверька итаси - уничтожителя крыс. Город был спасен от голода, а пакгаузы служат сахалинцам уже второй век. Состояние сооружений близко к аварийному, но снаружи сделан неплохой ремонт. Среди пакгаузов расположен железнодорожный музей.
Говорят, что в одном из пакгаузов есть заваленный вход в японское подземное депо.
Летом 1925 года японский принц Лосось прибыл на вокзал Тойохары и пожелал осмотреть продовольственные склады. Специальный человек нес его кожаный квадратный саквояж. В саквояже лежал стеклянный синий шар размером с человеческую голову. Шар был накрыт тонким фиолетовым полотном. Когда нужно было принять какое-нибудь трудное решение, принц открывал саквояж, снимал с шара фиолетовое полотно и накрывал им свою голову. Шар начинал мерцать, внутри него как будто летали тонкие паутинки и маленькие пёрышки. Через несколько секунд принц снимал с головы фиолетовое полотно и бабах - решение было принято.Когда он переступил порог пакгауза, где хранился рис, ему под ноги бросилась крыса. Принц выхватил у слуги квадратный саквояж и бросил его на крысу. Раздался громкий писк. Когда подняли саквояж, вместо раздавленной крысы под ним оказался какой-то плоский предмет. Принц поднял его и увидел в своей руке круглый деревянный номерок из гардероба с цифрой 41. Принц с еле заметной улыбкой поднял номерок и открыл квадратный саквояж. Внутри лежало только фиолетовое полотно, а синий шар исчез. Принц спокойно завернул гардеробный номерок в фиолетовое полотно и отдал саквояж слуге.
2. Дом мебели и священник Ракушка.
Улица Хабаровская, 84
При японцах здесь был храм, а слева от него стояла большая деревянная статуя Будды. Вскоре после прихода советской власти деревянный Будда сгорел. Во время пожара дым выходил из под земли в разных частях города, в том числе в городском парке. В здании бывшего храма советские власти открыли ресторан «Сахалин», который на долгое время стал самым роскошным рестораном в городе. Слева, на месте сожженного Будды, соорудили пивной павильон. В годы перестройки ресторан закрыли и назвали Домом мебели. Теперь там торгуют китайской сантехникой.
Говорят, система японских подземных ходов до сих пор сохранилась в городе.
Глубокие колодцы спускались в секретное подземелье Тойохары с территорий храмов, а главным специалистом по выбору мест для колодцев и храмов был священник Ракушка. Он носил на руке перстень с голубым камнем, который при приближении к месту будущего храма начинал светиться. Однажды, у подножья деревянного Будды, к священнику Ракушке подошел юноша-абориген. Он сказал, что знает в лесу поляну, где растут удивительные желтые цветы. Если человек рано утром посмотрит на эти цветы и подумает о своей мечте, он почувствует небывалый прилив радости, как будто мечта только что сбылась. Юноша предложил поставить на поляне желтых цветов Храм, Дарующий Восторг. Он взял рикшу и повёз священника на окраину города, чтобы показать ему эту поляну. Когда они пришли на место, голубой камень на перстне Ракушки не засветился, а потускнел. Вслед за камнем потускнели и маленькие желтые цветы на поляне. Небо потемнело и пошел дождь. Налетел ураган и подхватил священника Ракушку. Порыв ветра сбил его с ног, закружил и выбросил за пределы поляны. Ракушка шмякнулся о мягкую заболоченную землю и отключился. Сразу после этого ветер затих, небо прояснилось, и маленькие цветы опять стали ярко-желтыми. Юноша взвалил священника на спину и отнес его к ожидавшему на дороге рикше.
3. Художественный музей и гейша Акула.
Улица Ленина, 137.
С 1907 года на этом месте находился филиал колониального японского банка. Банк предоставлял жителям Карафуто долгосрочные кредиты под низкие проценты. Капитал работал на развитие промышленности, сельского хозяйства и рыболовства. В 1930 году для банка было построено современное здание в стиле позднего модерна. Точно такое же находится в японском городке Отару, на улице, ведущей от вокзала в порт. В Южно-Сахалинске это был Сберегательный банк СССР. В 1989 году здание передали Сахалинскому областному художественному музею.
Говорят, подвалы этого здания имеют несколько уровней и особо секретный лабиринт, уходящий вглубь земли.
В центре лабиринта под зданием художественного музея хранится изумрудный нож гейши Акулы. Связанная с этим артефактом история началась далеко от Сахалина, в теплых прибрежных водах острова Окинава. В тридцатые годы прошлого века там появился гигантский синекольчатый осьминог-людоед. Обычно осьминоги этого вида не превышают в размере 20 сантиметров, но это был уникальный экземпляр. Полутораметровый монстр нападал на людей в воде, пробивал своим клювом череп и высасывал мозг. Он даже переворачивал рыбацкие лодки и расправлялся с рыбаками. Поскольку его главным лакомством был человеческий мозг, люди считали его сверхумным. Как будто от каждого высосанного мозга морское чудище становилось умнее. Осьминога прозвали Синеглазкой за ярко-синие ядовитые кольца на теле, напоминающие глаза. Когда его наконец поймали, то доставили в Токио, в подарок императору -большому любителю океанологии. Император распорядился показать морское чудовище на выставке, посвященной 30-летию Карафуто. Это преподносилось как проявление императорского внимания. Синеглазку доставили в аквариуме с теплой морской водой, но павильон для нее подготовить не успели. Аквариум с монстром временно разместили в подземном хранилище нового банка. Там можно было поддерживать необходимую температуру. Вечером к сотруднику банка пришла в гости знакомая гейша по имени Акула. Она попросила показать ей знаменитого осьминога. Сотрудник нарушил строгие инструкции и подвёл её к аквариуму. Гейша достала из складок кимоно изумрудный нож с раздвоенным лезвием и молниеносно скинула с себя одежду. Она проворно проворно залезла по деревянной лестнице на вершину аквариума, прыгнула в воду и нанесла три точных удара Синеглазке, проткнув ножом все три ее сердца. Но смертельный яд от ярко-синих колец на щупальцах Синеглазки поразил Акулу и она погибла вместе с ней. Проверка показала, что Акула никогда не бывала на Окинаве и не имела там родственников или знакомых. А у гостей выставки "30 лет Карафуто" имело большой успех сашими из осьминога-людоеда "Поцелуй Гейши". Его готовил известный повар по имени Камбала, и в последствии оно стало фирменным тойохарским блюдом.
4. Сад камней и Фенгуан Нерпа.
Перекресток улиц Амурской и Невельской.
На этом углу стоял старый японский дом. В советские времена там находилось какое-то госучреждение. Во внутреннем дворе этого дома был чудесный японский сад. Следы этого сада сохранились до сих пор. В саду был ручей с мостиком и пруд с островком. На островке стояла высокая каменная пагода. Вдоль ручья и вокруг пруда росли карликовые вишни и яблони. Возле пагоды рос могучий грецкий орех. Вдоль тропинки стояли каменные фонарики. Большие гладкие валуны возлежали на зелёных холмах. Весной, когда на деревьях появлялись цветы, этот сказочный сад становился волшебным. В начале 1970-х японский дом вместе с садом был полностью разрушен. Остались только некоторые камни и холмы. На этом месте, в центре города, за прошедшие полвека не было построено ничего.
Говорят, раньше здесь видели древнюю старушку, подолгу сидящую на большом камне.
Ее звали Фенгуан Нерпа и она была единственной любовью молодого аборигена, сделавшего этот сад камней в честь неё. Абориген ребёнком потерялся на лесном пожаре, жил во Владимировке, а затем научился создавать великолепные ландшафтные сады. Богатый китаец узнал о молодом таланте и заказал ему сад в японском стиле. Войдя в дом китайца, молодой абориген увидел его дочь, Фенгуан Нерпу. На плече у нее сидел большой зеленый муравей и держал в лапах красные карманные часы на цепочке. Через миг муравей с часами исчез, а молодые люди навсегда влюбились друг в друга. По заказу отца Фенгуан, молодой человек создал прекрасный миниатюрный сад и посвятил его своей возлюбленной. Над ручьем цвели сказочные карликовые деревья. Белые и розовые лепестки падали в быструю воду. Влюблённые больше не расставались, несмотря на то, что отец очень хотел выдать дочь замуж за японского фабриканта Медузу.
5. Бумажная фабрика цветочницы Наваги.
Улица Бумажная, 26
В 1917 году на северном берегу Рогатки еще стояли избы русской Владимировки. А на южном берегу открылась фабрика японской компании «Одзи» ("Принц") по производству бумаги и целлюлозы. Фабрика стала самым большим и мощным предприятием Тойохары. В СССР на месте «Одзи» работал целлюлозно-бумажный комбинат. Затем его переоборудовали в ремонтно-механический завод. Затем его закрыли, сдав оставшиеся помещения под склады, автосервисы и тому подобное. В 2017 году прошло ровно сто лет после открытия в Тойохаре бумажной фабрики. Оборот японской компании «Одзи» в том году составил более 12 миллиардов долларов.
Говорят, что в основание башни бумажной фабрики замурована серебряная лягушка.
У цветочницы Наваги с рождения был синий язык, но сама она была очень мила и доброжелательна. Ее маленькая цветочная лавочка стояла у моста через речку Тамагаву. Эта улица теперь называется Бумажной. К Наваге за цветами заходили жители фабричного поселка, военного гарнизона и посетители городского храма. Многие молодые люди были очарованы цветочницей. Но она стеснялась своего синего языка и почти ни с кем не разговаривала. Она боялась, что собеседник увидит ее синий язык. Многие думали, что она немая. Однажды в ее цветочную лавку зашел старый мусорщик. Он положил на прилавок ржавый автомобильный сигнальный рожок. У рожка не было резиновой груши, на которую надо надавить, чтобы рожок загудел. Мусорщик сказал цветочнице, что этот рожок может дать ей подсказку на любой вопрос, но только одну подсказку. Когда он ушел, Навага шепнула в раструб рожка вопрос, как ей сделать свой язык розовым. И дунула в него с той стороны, где должна была быть резиновая груша. Тут же из ржавого раструба выскочила бледная лягушка, уселась на прилавке и высунула розовый язык. А кроме цветов в лавке Наваги можно было купить поздравительные открытки. Девушка сама их рисовала тушью. И вот она обмакнула кисточку в синюю тушь и выкрасила лягушке язык. Лягушка превратилась в серебряную статуэтку, а язык у цветочницы Наваги стал розовым. Ночью Навага отыскала на территории фабрики чан с цементным раствором и замуровала лягушку в фундаменте строящейся фабричной башни.
6. Викторианский домик мусорщика Тюленя.
Улица Невельская, 44-а
Это интересное здание в викторианском стиле создал в 1908 году архитектор Тамура. Оно стоит на пересечении нынешних улиц Сахалинской, Дзержинского и Невельской. Изначально здесь размещалась резиденция командующего гвардией. В 1917 году в этом доме разместился первый музей губернаторства. С 1937 года, здесь располагался штаб жандармерии. Здание одно из немногих уцелевших сооружений эпохи Мэйдзи за пределами нынешней Японии. После войны его заняли советские военные. Вокруг построили флигельки для партработников и обнесли все высоким забором. В 1970-х флигельки с забором снесли и развернули крупнопанельное строительство. Викторианский дом сохранился только благодаря военным, которые не захотели из него переселяться. Так сооружение эпохи Мэйдзи оказалось внутри буквы «П» из трех советских панельных пятиэтажек. Состояние архитектурного раритета сегодня можно назвать стабильно тяжелым. Но возможно, когда-нибудь здесь снова сделают здесь городской музей.
Говорят, в этом здании собираются на шабаш все призраки Тойохары.
Во времена музея губернаторства Карафуто во дворе штаба жандармерии стоял большой ящик для мусора. ак-то раз хромой мусорщик Тюлень перегружал этот хлам на тележку и вдруг увидел ржавый сигнальный рожок от автомобиля. На рожке не было резиновой груши. Тюлень попробовал дунуть в рожок с той стороны, где должна была быть груша. Из ржавого раструба раздался мелодичный голос и сообщил ему, что рожок может ответить на один его вопрос. Тюлень рассказал ржавому рожку, что в молодости приехал с семьёй на строительство Тойохары в поисках лучшей доли. Но сложилось так, что его жена была злодейски убита и ему, чтобы отомстить, пришлось стать разбойником, а потом долго скитаться по тюрьмам. И он потерял связь с близкими. В старости он вернулся в Тойохару в надежде найти свою дочь, которая должна была быть уже взрослой девушкой. Но Тюлень никак не мог найти её следов и попросил, чтобы рожок помог ему. Голос ответил, что его дочь – цветочница Навага. И если мусорщик подарит дочери этот рожок, он исполнит ее самое заветное желание. Но после того, как он сделает ей этот подарок, ему следует сразу уйти. Нельзя говорить, кто он и нельзя возвращаться, иначе желание дочери обернется против нее. Мусорщик отдал Наваге рожок и вернулся к своим простым занятиям. Тут он обнаружил, что перестал хромать и розовый костяной посох ему больше не нужен. Более того, он вдруг вспомнил, что в молодости припрятал в лесу клад, раскопал его и зажил припеваючи.
7. Зал интенданта Краба.
Улица Дзержинского, 30
Через дорогу от здания сахалинского правительства стоит старый японский конференц-зал. Сейчас в этом доме располагаются военные следователи и адвокаты. В 1930-е и 40-е годы здесь проходили все наиболее важные заседания и банкеты. Архитектор Кайзука спроектировал это здание и краеведческий музей на Компроспекте. Обращают на себя внимание выступы бетонных балконов. Когда-то между ними располагалась деревянная лестница. Подземный туннель соединял зал с домом губернатора.
Говорят, губернаторский подземный туннель имел выход к морю.
Рядом с конференц-залом стоит желтый домик-сундук с черными железными ставнями. Там есть засыпанная землёй шахта, ведущая в губернаторский туннель. В этой шахте штабной интендант Краб хранил свои волшебные картины. Он рисовал их монетами на бересте. Однажды Крабу приснился человек в синей клетчатой рубашке и зеленом сапоге. Усы у человека были рыжие, длинные, закрученные вверх. Усач называл себя Журавлем. Он учил Краба рисовать картины на бересте волшебными монетами. Это было удивительно легко и приятно. А потом перед интендантом ненадолго возник еще один человек. На нём была красная клетчатая рубашка.Он представился Мухой и бросил интенданту в руку три бронзовые монеты. На этом сон интенданта Краба оборвался. Он проснулся с монетами, зажатыми в кулаке. С тех пор Краб стал рисовать монетами волшебные картины. Когда звезды на небе складывались правильно, он шёл к березе сновидений, срывал с неё кусок бересты и помещал на бересту три бронзовые монеты. Он легко водил монетами по бересте, и на ней проступали очертания картины. Краб ждал аукциона, который ежегодно проходил в конференц-зале, чтобы продать свои картины заезжим толстосумам. Но накануне аукциона ему приснился лысый грузный человек. На нем были странные тёмные очки и светлый костюм. Человек в очках что-то невнятно пробормотал и резко опустил Крабу на голову огромную красную дубину. И интендант Краб навсегда остался в стране снов.
8. Старая мэрия и губернатор Кит.
Коммунистический проспект, 41
Здание мэрии первый раз было построено на этом месте в 1925 году. Через три года оно сгорело и было выстроено заново в том виде, в котором мы видим его сейчас. Сооружение имеет брандмауэр – стену из кирпича, разделяющую здание на две части. В случае пожара брандмауэр должен защитить от огня половину строения. В советское время здесь размещался городской военкомат. Сейчас здание внутри полностью перепланировано под офисы коммерческих фирм.
Говорят, что на странном постаменте, слева от входа в здание, в полнолуние видят танцующие голубые огоньки.
Однажды зимой на горе, которая возвышается над городом, появился страшный зверь, похожий на ящера. Он никого не пропускал на гору, а особенно упорных разрывал на части. Тойохара в тот год готовилась к зимней олимпиаде. Губернатор Кит приказал срочно уничтожить зверя. Однако многочисленные облавы ничего не дали, зверь продолжал хозяйничать на горе. И тогда знающие люди напомнили губернатору, что у аборигенов эта гора называлась «Могила кита». В чреве этого кита спрятана деревня духов. Кто-то потревожил чудовище, охраняющее вход в деревню духов, и оно вышло наружу. В Тойохаре жил абориген, который зарабатывал тем, что делал прекрасные миниатюрные сады. Но все знали, что он был сыном шамана Змея из деревни духов. И знающие люди обратились к нему за помощью. Абориген слепил из белой глины череп страшного чудовища и соорудил деревянную плаху в виде пирамиды. Плаху разместили возле здания мэрии. В полнолуние шаман-абориген водрузил на плаху глиняный череп. Он хотел сам совершить ритуал, но губернатор Кит забрал у него ритуальную красную дубину и изо всех сил ударил по черепу. Глина разлетелась на мелкие осколки. Но в следующее мгновение и сам губернатор Кит упал и потерял сознание на несколько секунд, а потом поднялся и сообщил, что больше не хочет быть губернатором. И вскоре ему на смену прислали другого. Страшного зверя больше не видели на склонах горы. А олимпиада в Тойохаре так и не состоялась. Плаху воспроизвели в бетоне и установили на ней памятную стелу о тех событиях. Со временем стела была разрушена, но плаха осталась на месте. И её объявили основанием монумента в честь визита принца Лосося, что лишь на одну треть соответствует истине.
9. Японский госпиталь и рикша Таймень.
Улица Дзержинского, 30
В 1908 году в Тойохаре появились одноэтажные деревянные корпуса городской больницы. Некоторые из них дожили до наших дней. В 1931 году рядом построили ультрасовременную больницу в стиле постконструктивизм. При строительстве больницы японцы применили последние технологии того времени. Вся используемая вода перерабатывалась и снова превращалась в чистую. Работала своя установка по выработке электричества и котельная. В теплицах выращивались овощи и фрукты. На крыше размещался солярий. С советских времен сооружение является военным госпиталем.
Говорят, в советское время в высокую трубу госпиталя упал трубочист, бывший скрипач, и из старой трубы в тихую погоду до сих пор доносятся звуки скрипки.
Однажды возле буддийского храма в коляску к Тайменю сели священник Ракушка и молодой абориген. Они попросили отвезти их на окраину города и подождать, а сами пошли в лес. Через какое-то время налетел сильный порыв ветра, приподнял коляску и ударил ее о ствол дерева. У коляски отвалилось велосипедное колесо, подкатилось к рикше и закружилось вокруг него с ускорением. Рикша увидел, как вместе с колесом вокруг него кружатся танцующие бабушки и услышал их тонкий смех. Этот смех был похож на звуки скрипки. Внезапно все закончилось, а на месте танцующих бабушек лежали дорогие бежевые перчатки. Рикша надел их и размер идеально подошёл. В следующий момент из леса вышел молодой абориген. Он нес на себе обмякшего священника Ракушку. Рикша и абориген приделали к коляске отвалившееся колесо и отвезли Ракушку в городскую больницу. Когда священник очнулся, он рассказал, что его подхватил внезапный порыв ветра и ударил о землю. А когда он приоткрыл глаза, вокруг него кружился хоровод танцующих и хихикающих бабушек. Он успел заметить, что вместо глаз у бабушек торчат маленькие желтые цветы, и потерял сознание. Но рикша Таймень не услышал этого рассказа. На следующий день он поменял колесо на своей коляске и неожиданно для себя выиграл городской чемпионат "Самый быстрый рикша".
10. Домик пожарников и повар Камбала.
Аллея городского парка, идущая вдоль озера Верхнее, на юге упирается в Коммунистический проспект. Дальше она продолжается вдоль стены Дворца спорта. Между домами 1 и 3 по Спортивному проезду аллея упирается в каменный постамент. Прямо по центру, перед каменными ступеньками постамента, растет старая береза. В 1930-е годы японцы установили на этом месте часовню памяти погибших пожарных. Советские власти ее снесли, а постамент остался до сих пор.
Говорят, иногда здесь видят призрачных танцоров в национальных японских облачениях и пожарных касках.
Повар Камбала придумал как готовить сашими из гигантского осьминога-людоеда по имени Синеглазка. Яд синих колец на теле осьминога он нейтрализовал с помощью пучка белой травы. Такая трава встречалась только в ближайших окрестностях Тойохары. Повар Камбала кормил белой травой белую змею, когда выхаживал ее после страшного лесного пожара. Змеиный яд, соединившись внутри змеи с белой травой, образовывал на теле змеи прозрачную пленку. У пленки не было вкуса и запаха. При добавлении в блюдо, прозрачная плёнка растворялась и обезвреживала любой яд. Повар Камбала назвал своё блюдо из ядовитого осьминога «Поцелуй гейши». Позже его стали готовить из обычных синекольчатых осьминогов. Сашими из ядовитого осьминога стало главной кулинарной достопримечательностью Тойохары. После войны белая трава встречалась все реже и вскоре исчезла. Вместе с ней исчез и «Поцелуй гейши». Белая змея поселилась под постаментом пожарной часовни и живет там до сих пор. Раз в месяц, когда луна находится в третьей октаве, Повар Камбала приносит змее белую траву со старых тойохарских полян.
11. Саркофаг фабриканта Медузы.
Квартал Северный Подгорный.
В 1911 году на восточной окраине Тойохары был открыт главный храм Карафуто. С храма открывался величественный вид на молодой город и Плодородную долину. В 1925 году храм посетил будущий император Японии и посадил перед храмом сосну, а его свита посадила лиственницы, ели и пихты. Есть альтернативная версия, что принц посадил пихту, а остальные деревья – свита. В 1931 году, уже будучи императором, он прислал в подарок храму четыре императорские реликвии: бронзовый колокол, золотой меч, серебряный лук и фиолетовое шелковое полотно. Для хранения реликвий над родником возле храма построили литой бетонный павильон. Его название - Хобуцугурадэн – с японского переводится как «место хранения сокровищ». В советское время храм был снесен и на его месте построен дом отдыха обкома КПСС. Народ назвал этот дом "Леоновская дача", по имени сахалинского партийного босса Леонова. На закрытой территории оставили единственное японское сооружение - Хобуцугурадэн. В перестройку территорию обкомовского дома отдыха перестали охранять. Позже его выкупили частные владельцы. Люди ходят сюда на родник, а каменную избушку над родником называют Саркофагом.
Говорят, в городе до сих пор где-то спрятан кусок янтаря, за который в Японии можно получить целое состояние.
Фабрикант Медуза был в числе лиц, сопровождавших принца Лосося во время его визита на остров. Медуза носил золотое пенсне и был владельцем восьми бумагоизготовительных фабрик на Карафуто. Число восемь устраивало фабриканта, как знак бесконечности и «почти совершенства». Успех сопутствовал ему во всем, даже лесные пожары приносили прибыль, поднимая цену на бумагу. Тойохарцы считали Медузу магом и чернокнижником, рассказывали про него небылицы и пугали им детей. Фабрикант подарил принцу Лососю искусно сделанную лакированную коробочку с необычным куском янтаря. Янтарь был продолговатым, похожим на палец, а внутри у него был корень из тонких волокон. Медуза сказал принцу, что дерево, под которым будет закопан этот янтарь, соединит землю с небом. Когда принц сажал возле храма сосну, а возможно пихту, он положил в землю лакированную коробочку с янтарем. Поэты и художники были убеждены, что возле «дерева принца» к ним приходит вдохновение. Когда город заняли русские и услышали легенду о «дереве принца», они выкорчевали его как вредный вражеский элемент. Под корнями дерева действительно лежала лакированная коробочка. Но внутри коробочки был не кусок янтаря, а деревянный гардеробный номерок с цифрой 41.
12. Храм архитектора Осьминога.
Улица Горького, 3
В середине 1930-х, неподалеку от своего главного храма, японцы возвели новый храмовый комплекс. Его посвятили павшим воинам. На строительство собрали пожертвования от населения в размере 180 000 йен. Это более двух миллионов сегодняшних долларов. Были возведены большие каменные лестницы с каменными львами, фонарями, и монументами. На территории расположились немецкие и китайские трофейные орудия, труба с русского крейсера «Новик». При входе стояла бронзовая статуя лошади, во время войны переплавленная на снаряды. Почти все японские сооружения были разрушены в 1950-х. Окончательно они исчезли в начале 1960-х, при строительстве городской больницы. Но фундамент храма до сих пор находится на поляне за инфекционным корпусом больницы. Сохранились также фрагменты ступеней и основания некоторых монументов.
Говорят, что здесь до сих пор ходит пепельный самурай из солдатского пепла, хранившегося в храме.
После торжественного открытия храмового комплекса состоялся небольшой пикник. На берегу ручья, недалеко от храма, собрались руководители строительства. Там же были священники и меценаты, пожертвовавшие крупные суммы на храм. На другом берегу ручья архитектор Осьминог заметил в траве странный кокон из белых ниток. Он перешагнул через ручей и разрезал кокон серебряными ножницами. Из кокона выскочил беглый каторжник Конь. Он вложил в руку архитектору серый камень и убежал в лес. Камень слегка вибрировал и издавал еле слышные писклявые звуки. Осьминог попытался разбить камень своим серебряным молотком, но молоток раскололся как стеклянный. Священник Ракушка сказал, что камень этот не из нашего мира. Фабрикант Медуза добавил, что и не из нашего времени. На пикнике присутствовал ландшафтный мастер, он был сыном местного шамана. Мастер сказал, что этот камень - осколок взорванного храма, который они только что построили. Архитектор Осьминог обмотал камень белыми нитками и положил на то место, где лежал кокон. Священник Ракушка прочитал молитву, а губернатор Кит положил сверху большой булыжник. Когда спустя много лет храмовый комплекс был взорван, черно-серая пыль после взрыва еще долго летала в воздухе. Будто ей что-то мешало опуститься на землю. Когда серая пыль всё же осела, в воздухе осталось небольшое облако черного пепла. Оно превратилось в фигуру пепельного самурая и растворилось в лесу, там же, где когда-то исчез беглый каторжник Конь.