Черный песок

Черный магнитный песок сахалинские аборигены привозили с острова Итуруп. По их убеждению, черный песок с Итурупа незаменим при общении с миром мертвых, поскольку в нем обитают духи-посредники между живыми и мертвыми. Дорога с Сахалина на Итуруп и обратно была трудной и опасной, поэтому песок очень дорого ценился. Поздним вечером, после захода солнца, черный песок насыпали в глиняный горшок и втыкали в него свежие прутья, перевязанные таким же прутом. Число прутьев должно быть равно числу дней, прошедших со дня смерти человека, с которым устанавливается связь. Прут, которым были перевязаны остальные прутья, обозначал день проведения ритуала. В центре композиции размещали тонкую деревянную фигурку, мужскую или женскую, изображавшую душу умершего. Горшок нагревали на костре до тех пор, пока песок в нем не становился горячим, а затем снимали с огня. Прутья брали в правую руку, а левую руку погружали в песок так, чтобы на руке остался ожог. После этого прутья возвращали в горшок и ставили в укромное место. Считалось, что в эту ночь человеку явится умерший и будет общаться с ним как живой. Есть мнение, что эффект живого общения с умершим достигался не за счет песка и прутьев, а за счет обезболивающего зелья, которое человек выпивал, чтобы заснуть с обожженной рукой. Когда прутья высыхали, их доставали из песка и подвешивали в жилище под потолком, а если умерший снова являлся человеку во сне или наяву, прутья сжигали, а пепел развеивали в лесу, подальше от жилища.