10.10. Ногликский медведь: «Красная маска». 10.11. Тымовский медведь: «Советский тренер». 10.12. Поронайский медведь. «Лавочник Эндо». 10.13. Долинский медведь. «Молочница Ноя».

10.10. Ногликский медведь: «Красная маска».

- Что нам нужно знать про Ноглики, кроме того, что в самом посёлке и вокруг него до сих пор встречаются настоящие этнические нивхи? – сам себя спросил Журавль, и сам ответил: - Может быть ещё то, что Ноглики по-нивхски означает «речка-вонючка».

- Это уже не трогательно, – сказала кореянка.

- Это природа. Нефть в некоторых местах здесь выходит на поверхность и издаёт неприятные запахи.

Медведь-нивх плавно превратился в туземного воина-охотника в странной розоватой маске с четырьмя рожками, похожей на африканскую. В руке он сжимал короткое белое копьё, обвитое белой змеей.

- Белая змея – атрибут Артиста, магической силы перевоплощения, иллюзий и всяческих  манипуляций, - сказал Журавль.

Змея на копье, словно услышав его, зашевелилась, воин поднял копьё и резко смахнул с него змею прямо на Журавля. Гид нереально широко открыл рот, как будто это был птичий клюв, и проглотил змею. Затем змея снова появилась на копье воина и замерла, а Журавль, кашлянув, произнёс:

- Примерно вот таких иллюзий.

- Так вы тоже голограмма? – спросила блондинка.

- Такая же, как и вы, -  рассмеялся гид. Только вы не умеете глотать змей.

- Откуда вы знаете? Если только захочу, и луну я проглочу! – выпалила блондинка, будто бы только и ждала этого момента.

- Прекрасно, давайте прямо сейчас и проверим ваши таланты, - согласился Журавль, и вытянул ладонь в сторону голографического воина:

- Это ритуальный палач из племени Хо, того самого, которое построило невидимую Оксту. Его зовут Красная маска. Он специалист по уничтожению злых колдунов. Нивхи позвали его, чтобы он разобрался с обезумевшим вреднючим шаманом, который сильно пакостил сородичам. Никакие нормальные средства против злобного старикашки не действовали. И тогда позвали Красную маску, и он казнил злодея. Но перед тем, как вредный шаман был пронзён белым дротиком, он успел искривить пространство вокруг своего палача. Он создал лабиринт между видимым миром и Окстой, и с тех пор Красная Маска блуждает по этому лабиринту, появляясь то там, то здесь, но не может попасть ни туда ни сюда. Вам, - обратился он к блондинке, - нужно войти в лабиринт и попробовать освободить Красную маску. - Возьмите это пёрышко, оно покажет вам выход. Нельзя давать перу упасть. Если оно начнёт опускаться, его нужно поймать, подбросить и дунуть на него. И оно опять полетит вперед. Но если перо упадёт, то оно потеряет способность показывать выход. И вы останетесь в  лабиринте. И ещё вам нельзя оглядываться назад, потому что за вами будет идти Красная маска. Пока вы не смотрите на него, он видит только пёрышко и идёт за ним. Он не может на него дуть, поскольку не может снять маску вне Оксты. Он знает, что пёрышко ведёт его в Оксту. Но как только вы встретитесь с ним глазами, он увидит вас и подумает, что вы злой дух. И сразу пронзит вас своим белым дротиком.

- А если я пройду лабиринт, то где выйду?

- В поселке Тымовское, в самом центре острова. Мы вас как раз там и встретим, это наш следующий медведь. Вы готовы?

- А если не пройду?

- Тогда мне придётся самому вернуть вас. Это же просто аттракцион, игра… Так вы готовы?

- Готова! 

- Заходите за спину ритуальному палачу… так…  по моей команде сразу шагайте сквозь него и идите дальше, не останавливаясь. Только не забудьте подбросить перо и дунуть… И как увидите белую дверь на стене - сразу ныряйте в неё...

Блондинка кивнула.

- Вперёд, - скомандовал гид.

Женщина обошла фигуру Красной маски, из-за его спины шагнула на невысокий круглый постамент и сделала следующий шаг - сквозь голограмму.   В тот же момент и блондинка и фигура ритуального палача исчезли, а на их месте снова возникла скульптура медведя-нивха с разрисованной мордой и рыбиной в руках.

- А где она?! – тревожно спросила девочка в белом плаще.

- Не волнуйся, сейчас вернётся. Перейдём к следующему медведю, там её и встретим.

 

10.11. Тымовский медведь: «Советский тренер».

Все подошли к медведю, на котором были нарисованы колосящиеся поля и работающие на них трактора.

- Тымовское, как я уже сказал, расположено в самом центре Сахалина. Поселение основано в каторжные времена и называлось Дербинское, по фамилии местного тюремного начальника Антона Дербина, в возрасте 27 лет убитого каторжанами. В СССР село переименовали в Тымовское – по имени реки Тымь. Писатель Чехов написал об этом месте так: «…одно из немногих селений на Сахалине, которое серьезно можно назвать селением, а не случайным сбродом людей».

- А по-моему, вообще любое поселение, особенно большой город, можно назвать случайным сбродом людей, - произнёс грузный экскурсант в светлом костюме. Никто не ответил на эту реплику, и гид продолжил:

- Тымовское славится жарким летом, морозной зимой и обширными  сельскохозяйственными угодьями… Однако нам пора проведать нашу… м-м-м… белокурую победительницу заколдованных лабиринтов…

С этими словами Журавль легко хлопнул ладонью по своему значку.

На месте медведя-колхозника появился человек  среднего возраста в серой советской «олимпийке», широких красных спортивных штанах и в синих китайских кедах. На шее у него висел большой судейский свисток, а в руках он держал кусок белого мела и сверкающий металлический молоток. 

- Серебряный молоток – атрибут мудрости,- сказал Журавль. – Призрак советского тренера отлично владеет этим инструментом, это известно всем тымовчанам. Когда тымовчанин не может справиться со сложной проблемой, он говорит: «Тренер, помоги!», и после этих слов в голову может внезапно прийти правильное решение.  При этом чувствуется прикосновение ко лбу чего-то прохладного. Иногда из воздуха возникает и сам тренерский призрак: он легонько прикасается серебряным молоточком ко лбу позвавшего его человека и исчезает. Такое видят только в Тымовском, где этот тренер долгое время работал в детской спортивной школе. Он был настоящим наставником и другом детей, которые там занимались. И когда он состарился и умер, его ученики очень горевали, и кто-то из них однажды в на соревнованиях произнёс эту фразу «Тренер, помоги!» И тренер появился и помог. Так с тех пор и пошло. Но он не ко всем приходит. Выбирает, видимо, по своим каким-то критериям. Или не всех  слышит. 

И тут голограмма тренера заговорила:

-  Вообще-то, это была старая каторжная традиция. Несмотря на то, что каторжане постоянно проклинали ненавистный остров, у них был странное поверье. В самые тяжёлые моменты, под плетью палача, в кандальных карцерах и чёрных сырых шахтах, узники шептали заклинание: «Сахалин, помоги!»  И часто это приносило им облегчение. Этот обычай идёт от аборигенского заклинания «Краптокамесу!»  Крапто - одно из  названий Сахалина, созвучно которому японцы  составили свое слово Карафуто. А камесу – просьба о помощи. Заклинание, произнесенное по-туземному действует в два раза сильнее. Еще сильнее – если произнести его в определенную сторону света. Но это уже область практической Хомагии…

- А мел вам зачем? - спросил Тренера очкарик с белой бородкой и хрустальными четками.

- Все вы, наверное слышали, что если начертить мелом вокруг себя круг и читать заклинания, то нечистая сила не сможет к вам подойти.

- Если нет Вия, - заметил очкарик с бородкой.

- Вий тоже бессилен, пока не встретится с вами взглядом. Поэтому и вашей знакомой, которую отправили искать выход из лабиринта, нельзя оглядываться, ведь за ней идёт Красная маска с белым дротиком...

- Ещё была безымянная жена Лота, которая оглянулась и стала соляным столбом… - сказала иностранка в желтой мужской рубашке.  

- Кстати, а у нашей очаровательной блондинки, которая ушла в лабиринт, есть имя? – обратился тренер к присутствующим.

- Её зовут Мелисса! И давайте скорее ее вернём! – выкрикнула девочка в белом плаще.

- Она гречанка? – удивлённо спросил тренер.

- Ариадна, - усмехнулся Журавль.

Девочка пронзительно смотрела на тренера зелёными глазами:

- Её зовут Мелисса, и никакая она не гречанка.

Тренер продолжил:

- Так вот. Лабиринт, по которому сейчас идут Мелисса и Красная маска – это завязанный в узел переход между Окстой и обычным миром. При помощи перышка Мелисса должна распутать этот узел, и свернуть в боковую дверь. А Красная маска дойдёт до Оксты, по прямому туннелю. Сейчас я войду в лабиринт и нарисую своим мелом дверь, чтобы Мелисса могла выйти на нашу сторону.

Тренер поднёс к губам большой свисток, который висел у него на шее, и резко дунул в него.

-  Как только вы услышите вот этот сигнал, вам нужно подойти к двери и кричать: «Мелисса!», пока она не появится. Она услышит своё имя и сразу увидит дверь… Всё, я пошёл…

- А где дверь? – успела крикнуть девочка в белом плаще, но тренер бодро шагнул со своего подиума и исчез, а через несколько секунд над подиумом засветилась неровная белая дуга, как будто нарисованная мелом в воздухе. Все подошли поближе. Пару минут ничего не происходило. Потом раздался сигнал тренерского свистка и вся группа крикнула в нарисованную дугу: «Мелисса!». Потом ещё раз, и ещё. Но ничего не менялось. Тогда девочка  в белом плаще крикнула: «Тренер, помоги!», и сразу из воздуха в нарисованном дверном проёме высунулась рука тренера, прикоснулась серебряным молотком ко лбу девочки и исчезла.

Девочка сказала:

- Я кажется поняла… кричать надо с другой стороны двери…

Все ещё раз хором прокричали имя блондинки с другой стороны. Мелисса сразу выскочила из очерченного мелом контура и спрыгнула с подиума на землю. Контур двери растаял и на его месте появился медведь с пшеничными полями и тракторами. Блондинка обняла девочку в белом плаще и сказала:

- Ну вот, дорогая моя, ничего страшного не случилось. Почти…

И обратилась к Журавлю : - Вы сказали, что стены у лабиринта прозрачные, но там были как бы голографические обои, стенка ощущается, но на неё спроецированы какие-то странные картины, первобытная дремучая тайга, населённая невероятными животными и существами, ходячие мертвецы какие-то, монстры…

- Стены прозрачные. Это не голограммы, а настоящий лес, существующий в том пространстве, где вы были.

- И ещё, когда я заходила в дверь, я не выдержала и в последний момент обернулась... Но Красная маска, похоже, меня не заметил, потому что с ним рядом шёл и разговаривал какой-то смешной дядька в старом спортивном костюме…

-  Да, смешной дядька… - пробормотал Журавль, и театрально воскликнул: -  Мелисса, вы наш герой! Победитель шаманских лабиринтов! Ура!

Экскурсанты поддержали гида и захлопали в ладоши. Журавль продолжал, в том же тоне:

- Колдовство злого шамана до конца не исчезло. Красную маску раз в неделю всё равно будет отбрасывать из Оксты в Ноглики, в прошлое, чтобы ритуальный палач снова и снова охотился на безумного шамана. И каждый раз шаман будет пытаться ускользнуть...  

- А что будет с тренером? – спросила девочка в белом плаще.

- Вернётся на своё место, так же как и Красная маска.

- В медведя?

- Можно и так сказать. На исходные позиции.

- А где пёрышко?

- Так оно же как раз и показало мне эту дверь, - сказала Мелисса. - Перо всё время летело впереди, но вдруг резко свернуло вправо и мне показалось, что оно пролетело сквозь стенку. Но потом я увидела там проём и вас на поляне, и услышала, что вы кричите  моё имя. Я сначала подумала, что это голограмма, но всё-таки шагнула за пером и оказалась здесь. А перо… А где перо? – спросила она у гида. Журавль улыбнулся так широко, что усы его воткнулись в нос.

-  Все элементы аттракциона на исходных позициях. За нами идут другие группы. Шоу маст гоу он, как завещала нам великая Мэри Пикфорд .

 

10.12. Поронайский медведь. «Лавочник Эндо».

Группа остановилась возле следующего медведя, и гид произнёс:

- Город Поронайск находится на восточном побережье острова. История его похожа на общую судьбу поселений южной части Сахалина: сначала рыбацкие стойбища аборигенов,  затем русский военно-каторжный пост, при японцах и в СССР - процветающий морской порт и промышленный центр, а после перестройки – упадок и уныние.  На медведе изображён Поронайский городской музей, а на его лапе – памятник Великому  Фениксу - легендарному японскому сумоисту Тайхо Коки, родившемуся в Поронайске. Только город тогда назывался Сикука, а новорождённого мальчика звали Иван Маркиянович Борышко. Его отец Маркиян был украинским переселенцем, а мать – японкой. Когда мальчику было пять лет, на Сахалин пришли русские, отца репрессировали, а мать с сыном выслали на Хоккайдо. Поэтому дальше он пошёл по жизни как Коки Ная - с японским именем и материнской фамилией, а позже превратился в Тайхо Коки – Великого Феникса. Отец Феникса, Маркиян, приятельствовал с лавочником-аборигеном по имени Эндо. Призрак лавочника до сих пор встречается в Поронайске, правда нечасто, но встреча с ним всегда приносит обогащение, особенно, если удаётся отгадать загадку Эндо...

Фигура медведя растаяла и на ее месте появилась голограмма бородатого мужчины в маленькой шляпе и европейской одежде, поверх которой был накинут айнский халат. В руках мужчина держал блюдо из жёлтого металла и три монеты. Его пронзительные чёрные глаза повернулись в сторону гида:

- Приветствую вас, друг Журавль.

- Привет, друг Эндо! Что интересного?

- Готовимся к битве с блуждающими призраками. Не живётся им на свободе… Всё мечтают залезть в наши города.

- А вы меняйтесь – неделю они на свободе, неделю вы, - неожиданно вмешался добродушного вида толстячок.

- Какой ты шустрый, дядя! – засмеялся Эндо и звякнул монетами, – призраки не могут уйти со своих мест, не исполнив своих долгов. Это вам людям хорошо: захотел – и умер,  да и то не всегда… А мы-то уже умерли давно… Но не до конца. Чтобы умереть до конца и вернуться на следующий круг, каждому из нас нужно выполнить задание…

- А у кого-нибудь из вас это получилось? – спросил толстячок и сделал такой жест, как будто подбрасывает в воздух мячик.

- Как только у кого-то получается, на смену ему приходит новый призрак.

- У вас там что, очередь? – хихикнул толстяк.

- У нас постоянство. Должно быть двенадцать городских и двенадцать блуждающих призраков. И семьдесят два смотрителя метро в Южно-Сахалинске.

- Итого 96? А зачем именно столько? Почему не 97?

- Двенадцать магических сил проявляются шесть дней в неделю у подножья Лысой горы, которая в Южно-Сахалинске. Это 72 призрака. И в двенадцати городах по одной силе. И у двенадцати  блуждающих по одной. Итого 96 призраков и 12 сил.

- А блуждающих нельзя встретить в городах?

- Нет. Но они пытаются проникнуть в города. С Южным у них силы слишком неравные, а к нам они лезут постоянно. 

- Зачем?

- Блуждающим призракам тяжелее, чем нам, городским. У них более размытое задание на возвращение, поэтому им хочется заполучить свою территорию, чтобы задание стало локальнее и конкретнее. Они периодически собирают своё войско и атакуют нас. Может в этом и состоит их задание. Никто ничего не знает точно в нашем призрачном мире.

- А куда вы все стремитесь вернуться?

- Как куда? В свою реальность. Каждый из нас хочет вернуться в свою реальность. Вот ты же, тоже мечтаешь вернуться в свою реальность, дядя?

- А разве я сейчас не в своей реальности?

- Конечно нет, разве ты не видишь, что все вы здесь в гостях? 

- У кого в гостях?

- Сейчас, например, у меня. Хочешь отгадать мою загадку? Богатым будешь!

- А давай! - взмахнул пухлой ручкой толстячок, как будто поймал брошенный ему мяч. – Только называй меня лучше не дядя, а мистер Ге.

- Француз? 

- Почему же француз? Просто это звучит лучше, чем «дядя».

- Хорошо, Мистер Ге…

Лавочник снял шляпу, взмахнул ей и сделал короткий поклон. Затем он перевернул шляпу, сбросил в неё три монеты и накрыл шляпу с монетами жёлтым блюдом. – Тебе нужно потрясти шляпу, а потом перевернуть монеты на тарелку и посмотреть, что получилось. С одной стороны на монетах нарисовано солнце, а с другой – полумесяц. Тебе нужно загадать, солнце или полумесяц. Как орёл и решка. Если твой знак выпадет только на одной монете – не получишь ничего. Если на двух – станешь богатым. А если на трёх... Но это вряд ли...

Лавочник протянул шляпу толстяку. Тот поднял  тарелку и достал из шляпы монеты. На ощупь они были совсем как настоящие, только немного теплее, чем обычный металл. С одной стороны на всех трёх монетах было выпуклое изображение улыбающегося солнца с зажмуренными от удовольствия глазами, а с другой – барельеф месяца с удивлёнными глазами. Толстяк объявил:

- Загадываю солнце.

- Хорошо, мистер Ге, твоя сторона - солнце. Теперь накрой шляпу и потряси.

Толстяк накрыл шляпу блюдом и начал трясти. Монеты звонко застучали о металлическую тарелку. Мистер Ге перевернул шляпу на тарелку и показал лавочнику. На всех трёх монетах улыбалось солнце. Мистер Ге немного растерялся:

-  Уважаемый Эндо, ты не сказал, что будет, если выпадут три моих знака.

-  Но я и не сказал что будет, если они вообще не выпадут. Если бы выпали три полумесяца, то я бы вернулся в свою реальность, а ты бы стал новым Поронайским призраком. Но вот уже несколько десятилетий я не могу найти своего сменщика, не выпадает мой расклад… 

- Но мне выпало три солнца.

- Да. Ты не только стал богачом, теперь ты можешь, как говориться, сменить пластинку.

- Что это значит?

- Поменять реальность. Перейти в ту реальность, которая до сих пор для тебя была совершенно невозможна… но ты всё равно чувствуешь, что там твоя настоящая жизнь… А теперь тебе нужно только представить её и сделать шаг ей навстречу.

С этими словами Эндо достал из кармана своего халата какой-то овальный предмет из сильно потемневшего от времени дерева.

- Положи свои монеты на эту деревянную картофелину. Солнцами вверх.

Мистер Ге положил.

- А теперь надень шляпу.

Мистер Ге надел шляпу. Лавочник положил картофелину с монетами на желтую тарелку.

- Вперёд, мистер Ге! – скомандовал лавочник.

Толстяк, держа тарелку с картофелиной в руках, бодро шагнул навстречу голограмме.  В тот же миг и тарелка, и картофелина с монетами и лавочник Эндо растаяли, а на прежнем месте появился поронайский медведь с сумоистом Фениксом на лапе. Мистер Ге ткнулся лбом в медведя.

- Ой!    произнёс он, и с виноватой улыбкой посмотрел по сторонам. Экскурсанты увидели, что в мистере Ге произошли некоторые незначительные перемены. Детали одежды немного изменились и ростом он вроде бы стал пониже. Черты лица тоже неуловимо исказились, как будто отразились в чуть искривлённом зеркале . Но в следующий момент всем уже казалось, что таким он всегда и был, что это и есть тот самый мистер Ге.

А толстячок ещё шире улыбнулся и пробормотал:

- Вот же фокусники…

Гид радостно подхватил:

- Совершенно верно - фокусники! Это всего лишь продвинутый иллюзион нового поколения… Прежний мистер Ге отправился в свою настоящую реальность, а тот, которого мы видим… это его сменщик в нашем мире, ха-ха-ха…  

Толстяк добродушно пробормотал:

- Ваш иллюзион сотворил реальную шишку у меня на лбу. С призраками больше не связываюсь!

 

10.13. Долинский медведь. «Молочница Ноя».

Группа экскурсантов собралась у последней медвежьей фигуры с изображением угрюмого бюста писателя Чехова и маленькой церквушки на фоне хрущовок.

- Наше путешествие по медвежьему кругу заканчивается в маленьком городке, который сейчас называется Долинск. До того, как стать Долинском, он был японским городом Отиай, а ещё раньше – русским селом Галкино-Врасское, по фамилии начальника Главного тюремного управления Российской империи. Того самого, который издал указ о недопущении отъезда отбывших срок каторжан с Сахалина и об оставлении их на вечное поселение здесь же, на острове… Так что, кроме всех этих призраков, которых вы сегодня увидели, Сахалин навечно заселён тысячами мёртвых душ не вернувшихся на материк каторжан… А это, я вам скажу, народец ещё тот… на Сахалин ссылали не за карманные кражи. В основном - как раз душегубцев, а если и попадались случайные или там какие-нибудь политические, народовольцы, то каторга их, в большинстве своём, перемалывала, поэтому с тех пор здесь, как сказал наш великий писатель, «всё просахалинено»… 

Бюст Чехова скорбно щурился на экскурсантов. Из церквушки на пригорке доносился еле слышный колокольный перезвон. В окнах хрущовок отражался закат, солнце нависло над западными горами и небо стало красно-золотистым. На месте медведя с бюстом писателя появилась голограмма миловидной молодой японки в простом кимоно кремового цвета и белоснежном переднике. В одной руке она держала бледно-зелёную лягушку, а в другой – круглое зеркальце, в которое лягушка заглядывала. 

Журавль бойким репортёрским тоном начал свой рассказ: 

- В конце 19-го века русские и японцы жили на Сахалине мирно, и хотя остров уже несколько лет полностью принадлежал России, здесь оставались отдельные фермерские хозяйства и  торговые лавки японцев. Были они и в Галкино-Врасском…

Голограмма японки вдруг оживилась и произнесла очень мягким голосом:

- Между собой мы никогда не называли своё село по имени главного тюремщика. Мы называли его Сиянцы. Это русское слово сложилось из названия айнского стойбища Сиянчи, которое было неподалёку. 

Журавль вежливо кивнул головой и продолжил:

- Старики-японцы, муж и жена, держали  в Сиянцах маленькую животноводческую ферму на берегу маленькой речки Ноя. Их дочь звали так же как речку – Ноя.

- А разве в Долинске есть такая речка? – спросил кто-то из экскурсантов.

- Мы предполагаем, что в те времена Ноей называлась одна из мелких рек на территории теперешнего города, например, Долинка или Грязнушка… Итак, Ноя, дочь японских фермеров, вышла замуж за русского поселенца по имени Пров. Он уже отбыл свой каторжный срок за участие в жестокой разбойничьей шайке. Но по указу Галкина остался на вечное сахалинское поселение. Ноя разносила по избам молоко, сметану и творог, а её супруг торговал мясными продуктами. Пров научил Ною сажать в молоко живую лягушку, чтобы оно дольше сохранялось и не прокисало. Лягушачья кожа обладает бактерицидными свойствами, и в русских деревнях, особенно на юге центральной России, лягушек часто использовали для сохранения свежести молока. В Хомагии бледно-зелёная лягушка – атрибут красоты, обаяния и свежести.

Голограмма молочницы опять вмешалась в рассказ экскурсовода:

-  Я поймала молодую лягушечку на берегу нашей речки и она прожила у нас три года. Я назвала её Каэру. Под моим руководством муж смастерил ей красивый игрушечный домик в японском стиле, а я сделала маленький сад камней с небольшим, но достаточно глубоким прудом и игрушечной пагодой на берегу. Каждый раз после купания в молоке, я тщательно протирала лягушку, чтобы убрать с её кожи молочную плёнку, и сажала обратно в домик. На второй год жизни в нашем доме, лягушка стала матово-зелёной и большой. Ради забавы я поставила ей в сад маленькое круглое зеркальце,  и как не странно, ей понравилось смотреть на себя, раскрывать пасть, высовывать язык и таращить глаза. Это каждый раз очень веселило нас. Детей у нас не было, и мы возились с Каэрой как с маленьким ребёнком. А через год муж тяжело заболел. У него вдруг начались страшные головокружения, его тошнило и иногда рвало, он не мог ходить, и целыми днями лежал на лавке. Местный лекарь сказал, что это наверное отравление и дал каких-то порошков. Но порошки не помогли. Тогда я пошла в стойбище к айнам и отнесла старухе-знахарке прядь мужниных волос. Старуха бросила волосы в огонь и втянула носом дым. «В голову к твоему мужу запрыгнул головастик из головы бешеного быка». И тут я вспомнила, что несколько дней назад Пров зарубил старого быка, который стал неуправляем и страшно агрессивен. «Этот бык напился воды с икрой бешеной лягушки и в нём выросли головастики. Один головастик запрыгнул в ухо к твоему мужу и превратился  в бешеную лягушку Опомпаке. И теперь она безобразничает у него в голове. Тебе нужно поймать лягушку, посадить её возле рта твоего мужа и поставить рядом зеркало. Мужу нужно будет открыть рот как можно шире, а ты крикни прямо ему в рот: Са! Са! Са! Опомпаке, выйди прочь! Бешеная лягушка выпрыгнет, и тут тебе надо не прозевать и прихлопнуть её чем-нибудь тяжелым…» Я пошла и всё сделала, как сказала старуха. Муж лёг на бок,я посадила свою Каэру у его рта и поставила перед ней круглое зеркальце, Пров открыл рот и я крикнула туда: Са! Са! Са! Опомпаке, выйди прочь! Изо рта мужа выскочила лягушка, она была словно отражение Каэры. Лягушка запрыгнула в зеркало и исчезла, а Пров тут же встал на ноги, улыбнулся и обнял меня. Он снова был здоров. Но мне было не по себе, потому что я не убила Опомпаке, как наказывала мне знахарка. И тогда я решила разбить зеркало, в котором спряталась бешенная лягушка, чтобы она никогда не смогла больше выбраться оттуда. Муж сказал, что разбивать зеркала плохая примета, но я не послушала его. Я положила Каэру обратно в её домик, вышла во двор, разбила зеркало камнем на мелкие кусочки и выбросила осколки в речку. А когда вернулась домой, то увидела, что моя Каэра умерла. Я очень опечалилась. Завернула ее в белую ткань, развела огонь  и сожгла Каэру в печи. А ночью мне приснилась старуха-знахарка и сказала: «Возьми лягушачий пепел из печи и брось его в реку. Верни Каэру домой». Утром я собрала в печи пепел, пошла к речке и бросила его в воду...

Голограмма молочницы застыла и плавно обесцветилась, стала пепельно-серой и рассыпалась. Частички пепла, подхваченные невидимым потоком, закружились, заискрились и улетели в вечернее небо. Гид заговорил:

- Такую картину увидели тем утром на речном берегу мальчишки, которые там рыбачили: молодая японка подошла к речке и бросила туда горсть пепла, после чего сама стала как бы пепельной, закружилась разноцветными искрами, поднялась и растаяла в воздухе. Мальчишки побежали к ее мужу и всё рассказали, Пров поднял людей, избороздили речку баграми, сетями и палками, но ничего не нашли. Когда стемнело, все разошлись, а Пров, убитый горем, сел на берегу и стал звать свою  исчезнувшую жену. И вдруг увидел, что рядом с ним сидит полупрозрачный призрак Нои. Его охватило оцепенение, он не мог пошевелиться и произнести хоть слово. А Ноя с ласковой улыбкой протянула ему в ладони какой-то блестящий предмет, и сказала: «Спрячь её хорошенько в нашем доме, и никому об этом не говори. Она будет хранить тебя до глубокой старости. За меня не переживай, со мной всё хорошо…» После этих слов Ноя исчезла, а на берегу осталась лягушка, искусно собранная из мелких осколков зеркала. Пров спрятал её доме. Больше он не женился и прожил долгую жизнь бобылём. Но те мальчишки-рыбаки, которые видели исчезновение Нои, в тот вечер подсмотрели и подслушали, что сказал Прову призрак, и видели зеркальную лягушку. Когда Пров умер они были уже взрослыми мужчинами. Они забрались в дом покойника и обшарили там всё, но зеркальной лягушки не нашли. И тогда они, то ли от досады, то ли случайно, подожгли дом. И после пожара в селе стали видеть призрак Нои. Призрак спрашивает у людей, не видели ли они её зеркальную лягушку, и как только получает отрицательный ответ, сразу исчезает. Но люди заметили, что там, где видят призрак Нои, всегда случается пожар. И первыми сгорели дома тех парней, которые забрались в дом Нои и Прова.

И тут экскурсанты снова услышали голос Нои:

- Когда я найду свою лягушку, я снова встречусь с моим Провом. Вернусь в тот  момент, когда он советовал мне не разбивать зеркало. Теперь я знаю , что надо сделать… Са! Са! Са! Опомпаке, выйди прочь!

На прежнем месте появился долинский медведь с угрюмым бюстом, церковными куполами и хрущовками. Медвежий круг замкнулся. >>